Всё про то, что должен уметь ребенок в 5 лет

Мы восхищаемся четкими движениями пальцев пианиста или ювелира: отлично развитая тонкая моторика кистей помогает им достичь вершин мастерства. Но, оказывается, развитие моторики влияет еще и на правильность речи, умение сосредотачиваться и творить. Как нужно развивать мелкую моторику с самого раннего возраста?

У детей в данном возрасте ведущей деятельностью остается игра, поэтому необходимо часто занимать их играми на развитие.

  1. Игра на внимание «Хлопок и топот». Родитель предлагает ребенку совершать определенное действие в момент произнесение какого-либо слова. Например, хлопать, если услышит название фрукта. Ведущий (взрослый) при этом может произносить любые слова: дом, лестница, небо, яблоко, огурец, компьютер и т.д.
  2. Игра на развитие мелкой моторики и математических способностей «Собери горох». На пол нужно поставить большой сосуд (чашку, вазу, кастрюлю), а ребенку вручить несколько горошин (фасоль, пуговицы и другие мелкие предметы тоже подойдут). Их должно быть ровно столько, до скольки ребенок умеет считать, но не меньше 10. Ребенок встает рядом с сосудом, вытягивает руку и, называя порядковый номер горошины, бросает ее в сосуд. По окончании игры нужно подсчитать, сколько горошин оказалось внутри, а сколько упало мимо.

Ребенок в 5 лет уже способен грамотно излагать свои мысли при помощи слов и предложений, высказывать недовольство тем или иным событием или человеком, но выражать эмоции ему пока еще не по силам. Научить ребенка контролировать агрессию, злость, сдерживать слезы и побороть капризность ему могут помочь только родители.

Этапы развития

«В соответствии с поэтапным развитием нервной системы малыша происходит и становление мелкой моторики. Примерно в возрасте трех месяцев ребенок «находит» свои ручки. Сначала он тянет кулачки в рот, затем осваивает захват: сначала грубый (берет предметы всей ладошкой), затем более тонкий и, наконец, примерно к году, пинцетный – может взять маленький предмет всего двумя пальцами, большим и указательным», − говорит педиатр Ирина Сусенкова.

Существуют определенные стандарты развития мелкой моторики. Конечно, они достаточно условны (что-то ребенок начнет делать чуть раньше, что-то чуть позже), но позволяют сориентироваться в выборе тех или иных игрушек или занятий и понять, на что стоит обратить внимание.

1–3 месяца Сжимает и разжимает кулачки, рассматривает ручки, играет пальцами, подносит ручки ко рту. Непроизвольно на несколько секунд может схватить игрушку, а затем отпустить ее.

4–6 месяцев Интересуется предметами, тянет к ним ручки, может схватить и непродолжительное время держать в руках, может недолго трясти погремушкой, вложенной в руку. Может свести ручки по средней линии, любит рассматривать их, а также играть с собственными ножками. Все предметы тянет в рот.

Читайте также:  Зачем нужен увлажнитель воздуха в квартире: 6 причин для покупки

7–9 месяцев Учится хлопать в ладоши, может не только взять предмет одной или сразу двумя руками, но и переложить из одной руки в другую. Может захватить предмет только пальчиками.

10 месяцев – 1 год Постепенно учится точному захвату – может брать все более мелкие предметы кончиками пальцев. Любит рассматривать предметы, вертеть в руках, бросать.

1–1,5 года Может взять даже самые мелкие предметы: крошки печенья, фасолинки, бусины (пинцетный захват). Ставит кубик на кубик, катает машинки, любит разъединять и соединять предметы (пирамидки, доски с вкладышами или колышками), стучать предметами друг о друга, раскручивать и закручивать крышки, рисовать пальцами.

1,5–2 года Может начать рисовать карандашом «каракули», вертикальные и горизонтальные линии, листать книги, разворачивать и заворачивать игрушки (например, «укладывать спать» в одеяле куклу или мягкую игрушку).

2–2,5 года Строит башни из 5 и более кубиков или стены из многих деталей конструктора. Любит пересыпать крупу или переливать жидкости из одной емкости в другую, складывать мелкие предметы в ящик с отверстиями. Начинает рисовать окружности, умеет складывать бумагу, возможно, учится резать ножницами.

2,5–3 года Пока не очень ровно, но старается обводить карандашом по контуру квадрат или круг, может рисовать пересекающиеся линии (крестики). Осваивает лепку: мнет и раскатывает пластилин, делает «колбаски» и шарики. Играет с мячом, может поймать катящийся или аккуратно брошенный мячик.

После трех лет происходит отработка и совершенствование всех навыков, причем предела совершенству не существует – стоит только посмотреть на игру великих музыкантов.

Для некоторых детей, склонных воспринимать окружающий мир тактильно, принцип «потрогать, чтобы понять», действующий в раннем возрасте, сохраняется и в дальнейшем. Например, для того чтобы научиться читать, им нужно некоторое время порисовать, повырезать или даже полепить из пластилина буквы, а в школе им проще запоминать то, что они собственноручно записали.

Игры и занятия, развивающие моторику у детей младшего возраста

  1. Развитие пальцев гимнастикой и играми с использованием веселых стишков. Это самый древний и простой способ. Сжимание и разжимание ручек, шевеление пальцами и ладошками доставляет малышам до трех лет огромное удовольствие.
  2. Рисование. Дайте крохе карандаш, ручку или фломастер. Предметы для рисования хорошо развивают правильный захват пальцев, что в дальнейшем поспособствует наличию у ребенка красивого почерка или даже откроет у него талант художника. Чтобы не отбить у малыша желание держать в руках карандаш, не стоит его строго наказывать, если он вдруг разрисует вам обои или мебель.
  3. Лепка. Для того чтобы малыш слепил шарик или скатал колбаску, можно использовать не только пластилин, но и глину или тесто. Привлеките кроху к работе, когда печете пироги. Ответственное поручение по раскатыванию теста доставит ему удовольствие и поможет развитию пальчиков.
  4. Мелкие домашние предметы. Маленькие непоседы постоянно стараются схватить какие-либо предметы из домашнего обихода. Таких предметов достаточно в любом доме. Дайте ребенку поиграть с прищепками, чайной ложечкой или крышечкой от банки. Дети крутят в руках незнакомые предметы с большим удовольствием. Но и тут нельзя спускать глаз с юного исследователя, дабы вовремя вытащить у него изо рта эти самые предметы.
  5. Нанизывание предметов. Одной из первых игрушек, которая появляется у детишек после погремушек, является пирамидка. Сначала действия ребенка неуклюжи, он никак не может насадить колечко пирамидки на палочку. Но наши дети маленькие упрямцы, они не остановятся, пока не добьются своего. По мере того как малыш подрастает, задачу по нанизыванию предметов усложняют, уменьшая размер игрушек. В ход идут разноцветные бусины и похожие предметы. Опять же, с целях безопасности, не оставляйте ребенка играть с мелкими предметами одного, ведь маленькие любознашки пытаются все затащить в рот.
  6. Игра в утюжок. Скомкайте большой лист бумаги и попросите малыша разгладить его ладошками. Дети с удовольствием разглаживают, а затем снова комкают новую игрушку.

Мелкая моторика у детей от года до 3-х лет

Развивая ловкость в возрасте года или двух лет, вы демонстрируете ребенку возможности его пальцев и рук. Постепенно малыш осознает, что такое осязание, когда берет в руки предметы различной формы и фактуры. Мелкая моторика для детей в этом возрасте представляет познание им процессов координации.

Именно такие дети впервые начинают самостоятельно застегивать пуговицы, шнуровать, пусть даже неправильно, ботинки, переливать жидкость из одной емкости в другую. Мелкая моторика дошкольников в этом возрасте чаще всего быстро развивается в процессе игр. Учите малыша, играя с ним, рассказывая сказки, басни и поговорки, разучивая считалки и стишки. В это время манипуляция и жестикуляция руками покажется ребенку естественным явлением.

Мелкая моторика в 2 года – невероятно важные шаги в общем развитии ребенка. Как известно, в этом возрасте малыш начинает активно разговаривать, все больше познавая мир. Учитывая то, что участки коры головного мозга, отвечающие за речь и за движения рук, находятся совсем рядом, занимаясь с малышом различными упражнениями, мы активно стимулируем его говорить. Это невероятно, но это факт – дети с повышенной физической активностью начинают разговаривать гораздо быстрее, и раньше всех – складывать отдельные слова в предложения.

Мелкая моторика у детей от года до 3-х лет

В возрасте до 3-х лет малыш уже отчетливо знает названия многих предметов. В виде игры можно попросить сына или дочь помочь маме убрать в комнате. При этом занятия по мелкой моторике будут параллельно тренировать память, стимулировать мышцы по время нагибаний или приседаний за игрушками и предметами.

Развитие моторики 3 года можно проводить в виде игры, как и любое обучение в таком возрасте. Будет замечательно, если вы учтете пожелания ребенка, играя с ним в его любимую игру. Ведь именно это и поможет малышу беспрекословно принять некоторые изменения в правилах и акцентировать внимание на том, что нового предложите ему вы.

Читайте также:  Развитие ребёнка по месяцам до 1 года: что должен уметь

Календарь развития

0-3 месяцев:

Малыш может лежа смотреть по сторонам, поворачивая головой.

3-6 месяцев:

Малыш смело держит голову и контролирует ее движение. Положив малыша на животик, он пытается приподнять и удерживать голову несколько секунд, умеет сводить обе руки.

6-8 месяцев:

Может садиться с лежачего положения. К восьми месяцам он начинает сидеть уверенно.

8-12 месяцев:

Ползает и встает на ноги, придерживаясь за различные предметы.

12-14 месяцев:

Дети начинают самостоятельно, но еще неуверенно ходить.

14-17 месяцев:

Ребенок уже хорошо ходит сам, начинает учиться шагать вправо и влево. Рекомендуем дать ему покатать детскую коляску или попинать мяч.

1,5-2 года:

Учится ходить по ступенькам, придерживаясь за поручни, пытается бегать и прыгать. Хорошо сидит на стуле.

2-3 года:

Ребенок быстро бегает и прыгает. Поднимаясь по лестнице, чередует ноги – левую потом правую, как взрослые. Учится ловить мяч.

4-5 лет:

Может удерживать на весу одну ногу, хорошо ловит мяч.

Самые популярные игры

В картотеке игр представлено огромное число вариантов. Предлагаем некоторые простые, но любимые большинством детей пальчиковые игры.

  • Сжать все пальцы на обеих руках, потом разжать их. Выполнить несколько раз.
  • Сжать пальцы на правой руке, разжимать их поодиночке. Повторить упражнение с левой.

Чтобы малышу было интересно, родитель во время занятия может прочесть ему веселые стихи или же сочинить историю о том, как при помощи движения пальцев сказочный персонаж (мишка) добрался домой. Например: мишка прошел первый лес – разгибаем один палец. Мишка прошел второй лес – разгибаем второй. Ребенок будет стараться выполнять упражнение, чтобы узнать, чем закончится сказка.

  • «Веер». Упражнение полезно для пальцев, выполняется так: прижать пальцы друг к другу (имитируя закрытый веер), потом – расставить как можно шире (веер открылся), помахать кистью.
  • Очень хорошее упражнение, помогающее развивать не только моторику, но и внимание, скорость реакции – «Цап-царап». Родитель кладет руку на стол, малыш помещает свою ладонь на ладонь взрослого и слушает его. Мама или папа рассказывают стишок или сказку, задача ребенка – быть внимательным. Как только прозвучит «цап-царап» (это может быть любая другая фраза, обговоренная заранее), ему необходимо как можно быстрее убрать свою ладошку, иначе родитель накроет ее своей второй рукой. После нескольких тренировок родитель и малыш могут поменяться ролями.
  • «Бабочка». Сначала пальцы сжимаются в кулак, теперь необходимо по одному распрямить мизинец, затем – безымянный и средний пальцы. Из указательного и большого создать кольцо. Бабочка готова. Теперь необходимо попросить ребенка «помахать крылышками» — делать движения прямыми пальцами.

Если какая-то из пальчиковых игр вызывает сложность, можно на некоторое время заменить ее другой, не стоит мучить ребенка обязательной установкой на успех.