Возрастные этапы психического развития ребенка

С подростком окружающим людям трудно потому, что ему невыносимо тяжело с самим собой. Он ни в чём не уверен. Он ищет свою цель в жизни, ориентируясь только на своё мнение.

Раннее детство

Оно продолжается с 1 года до 3 лет. В качестве ведущей выступает манипулятивно-предметная деятельность. Ребенок обнаруживает вокруг себя множество предметов и стремится их как можно скорее исследовать – попробовать на вкус, сломать и пр. Он узнает их названия и делает первые попытки принять участие в разговоре взрослых.

Психические новообразования – это речь и наглядно-действенное мышление, то есть, чтобы чему-то научиться, ему нужно увидеть, как это действие выполняет кто-то из старших. Примечательно, что поначалу самостоятельно, без участия мамы или папы, ребенок играть не станет.

Особенности этапа раннего детства:

  1. постижение названий и назначения предметов, освоение правильной манипуляцией конкретного предмета;
  2. освоение установленных правил;
  3. начало осознания собственного «Я»;
  4. начало формирования самооценки;
  5. постепенное отделение своих действий от действий взрослых и потребность в самостоятельности.

Раннее детство нередко завершается так называемым кризисом 3 лет, когда ребенок видит удовольствие в непослушании, становится упрямым, буквально бунтует против установленных правил, все чаще появляются резкие негативные реакции и т. д.

Нервно-психическое развитие

К 4 годам словарный запас ребенка увеличивается до 1,5 тыс. слов, а размер головного мозга практически равен размеру мозга взрослого человека. Однако левое и правое полушария развиты не одинаково: правое полушарие (а оно, как известно, отвечает за эмоции и чувства) в этом возрасте преобладает. Это объясняет поведение детей в таком возрасте: они очень эмоциональные, открытые, добрые, всегда говорят правду, очень легко обижаются. Именно в 4-летнем возрасте у ребенка формируется понятие о добре и зле, поэтому так важно читать для них различные сказки, обсуждать главных героев, спрашивать у малыша, кто ему симпатичен и почему.

В 4 года дети пытаются помогать родителям в бытовых условиях: вылаживать постиранное белье из стиральной машинки, вырезать фигурки из теста, нести пакеты из магазина. Очень важным здесь является всяческое поощрение со стороны родителей: ребенка нужно хвалить, используя для этого различные слова (молодец, умница, потрясающе, поразительно, неподражаемо, прекрасно). Это сможет не только повысить самооценку маленького помощника, но и сделает его словарный запас более разнообразным.

В этом возрасте можно начинать учить иностранные языки. Лучше всего это делать в форме игры, т.к. дети в 4 года будут запоминать только то, что им будет по-настоящему интересно, а не то, что нужно запомнить. Педагоги не рекомендуют в таком возрасте перезагружать мозг ребенка и тем более ругать последнего за погрешности в обучении. Ведь дети в этот период очень ранимы, в случае неудачи их нужно подбадривать, и говорить, что в следующий раз обязательно все получится.

Полезным тренингом для детской памяти будет заучивание нескольких несложных стишков, которые также помогут выработать четкую речь. В целом же, усвоение материала в 4-летнем возрасте прекрасно происходит, если проводить занятие в форме игры. Если детям пообещать за высокие достижения бонусы, призы, подарки, это выработает у них стремление к лучшим результатам.

Что же касается методов наказания, то им также следует уделять внимание. Развитие ребенка 4 лет позволяет ему совершать осознанные действия. Поэтому если ребенок сделал что-то плохое, не следует это игнорировать, но и кричать на него не следует (а тем более бить). Силовые методы воспитания принесут больше вреда, нежели пользы, и вряд ли ребенок не будет повторять такие действия в будущем.

Лучшим методом воспитания в таком случае является разговор с четырехлеткой: ему необходимо объяснить, что именно было плохого в его действиях, почему эти действия вызывают у других людей недовольство. А также привести пример, какие методы наказания будут использованы к ребенку, если он повторит такие действия (к примеру, отказ от сладостей на определенный период, отказ от мультфильмов).

Задержка развития психики

Задержка психического развития (ЗПР) у детей в дошкольном возрасте – проявление явных расстройств психики и отсутствие каких-либо эмоциональных и волевых качеств. Обычно психическое развитие дошкольников с ЗПР происходит неравномерно, установить такой диагноз можно в возрасте четырех лет и старше (на практике такой диагноз устанавливают детям во время обучения в младшей школе).

Психическое развитие ребенка в дошкольном возрасте оценивается по его поведению во время сюжетных и ролевых игр, по отношению к ровесникам и взрослым, по его реакции на изменяющуюся обстановку. Действия детей с ЗПР не активны, они не проявляют собственной инициативы и не интересуются происходящим вокруг них (не задают вопросов), они не могут длительное время заниматься чем-либо. Такие дети в дошкольном возрасте имеют проблемы с выражением эмоций, разговорной речью, слабое развитие мелкой моторики.

Особенности психического развития дошкольника с ЗПР:

Задержка развития психики
  • Игровая деятельность у детей дошкольного возраста с ЗПР однообразна и мало выразительна.
  • Отсутствие эмоциональной привязанности к игрушкам. В отличие от нормально развивающихся дошкольников, у детей с ЗПР не бывает любимых игрушек.
  • Отсутствие воображения и реальных жизненных примеров (характерно для инвалидов, детдомовцев).
Читайте также:  Имена для мальчиков 2021: редкие и красивые, как назвать, церковные

Для диагностики психического развития дошкольников и выявления проблем необходимо заключение медицинской комиссии от ряда специалистов. Установление такого диагноза подразумевает постоянный контроль за деятельностью малыша со стороны родителей и воспитателей (педагогов). Также важно регулярно проходить медицинское обследование.

Коррекция психического развития дошкольника подразумевает строгое соблюдение дисциплины и регулярного участия детских врачей. При правильном педагогическом подходе ребята с диагнозом ЗПР, могут усваивать те же знания, что и нормально развивающиеся сверстники. После окончания обучения в школе они также имеют все шансы на получение высшего образования и профессиональных квалификаций.

Психическое развитие детей дошкольного возраста

Уже через год малыш переступит порог школы, и сейчас нужно создать все условия для того, чтобы он там чувствовал себя комфортно и был к этому готов.

  • Очень важно, чтобы к шести годам ребенок научился управлять своими эмоциями, не «работать на публику», а естественно проявлять все чувства: радость, сожаление, грусть и т.д.
  • Он должен уметь выслушать объяснение взрослого, почему это нельзя, что из этого следует и как правильно поступить.
  • В речи ребенка появляются не только простые, но и сложные предложения повествовательного характера. Словарный запас дошкольника достигает уже трех тысяч слов и продолжает активно увеличиваться.

На шестом году жизни о достаточном психоэмоциональном развитии ребенка свидетельствуют такие умения:

  • знание адреса, фамилии, имени, отчества (не только своего, но и родителей);
  • уметь определять, где лево и право;
  • знать простые антонимы – слова с противоположным значением (много-мало, верх-низ, хорошо-плохо);

информацияПравильным можно назвать развитие в этом возрасте, если ребенок уверенно пользуется временами глаголов: настоящим, прошедшим, будущим; знает назначение предметов, их составляющие и из чего они сделаны.

Совершенствование умственных процессов сопровождается изменением памяти: непроизвольное запоминание сменяется осознанным. Юному ученому легче запомнить наизусть песню или стихотворение. Главное – проследить, чтобы ребенок не просто зазубривал, а хорошо понимал, что он заучивает.

Особенности поведения подростков лет

Для подростков 16 лет это не просто трудный возраст, но время проявления себя в мире как самостоятельной личности. Молодые люди стремятся проявить свои знания на практике, естественно их желание получить некоторую финансовую самостоятельность и стать независимым. Родителям необходимо осознать, что их ребенок почти взрослый и имеет право на самовыражение.

Внутренний мир молодого человека приобретает глубину, проявляется заинтересованность в философских и духовных вопросах, проблеме жизни и смерти.

Если личность подростка развивается в правильном направлении, он старается проявлять заботу о близких людях, оказывать покровительство. Положительной чертой характера является ответственность за свои поступки и стремление к самосовершенствованию. Для того, чтобы развитие шло в таком направлении, родителям следует приложить немало усилий для воспитания детей в более раннем возрасте.

Читайте также:  Имена по святцам 2019: церковные имена девочек и мальчиков по месяцам

Эмоциональность в этом возрастном периоде становится более сдержанной, уменьшается склонность к импульсивным действиям и агрессии. Родителям становится проще наладить взаимопонимание и контакт со своим чадом. Данным преимуществом следует обязательно воспользоваться.

Памятка для родителей

10 принципов развития, на которые родители должны обратить внимание:

  1. Начинать готовить к школе. С этого возраста необходимо начинать ежедневный учебный процесс в игровой форме. Это занятия по обучению грамоте, чтению, рисованию, лепке. Не следует обучать письму, главное, научить держать правильно карандаш, кисть. Регулярность обучения создаст привычку.
  2. Учить управлять своим вниманием. Сконцентрироваться полностью на чём-то одном для пятилетнего ребёнка ещё сложно, но если в этом возрасте не заложить привычку, то в школе ему будет трудно слушать учителя и не отвлекаться.
  3. Расширять границы кругозора. Ребёнку надо предоставлять максимальный объём информации, знакомить с окружающим миром, учить наблюдать и делать выводы. Для этого следует ходить с ним в театр, посещать музеи, знакомить с энциклопедиями.
  4. Тренировать память. Поскольку дети в этом возрасте имеют память непроизвольную, они запоминают только то, что им интересно, следует развивать память, для которой требуются усилия. Учить много стихов, рассказывать по памяти сказки, придерживаясь фабулы, играть в игры на запоминание.
  5. Развивать речь. Именно в этом возрасте следует обратить особое внимание на речь ребёнка и заблаговременно до школы исправить все речевые нарушения.
  6. Учить читать. Умение читать поможет ребёнку в школе с лёгкостью усваивать материал, не отвлекаясь на трудности складывания букв.
  7. Играть с детьми в сюжетно-ролевые игры. В этот период у детей происходит активное развитие фантазии, которая находит воплощение в играх. Но деятельность в игре должна быть осмысленная, с небольшими фантазийными элементами. В этот период ребёнок нуждается в свободных играх со сверстниками.
  8. Развивать таланты и способности ребёнка. Этот возраст, наиболее плодотворный для занятий рисованием, пением, музыкой, танцами. Необходимо подобрать такие занятия, которые отвечают интересам самого ребёнка. Но и не забывать о домашнем обучении: совместном рисовании, лепке, поделках из бумаги.
  9. Привлекать детей к труду. Необходимо в этом возрасте обучать и привлекать к осмысленной трудовой деятельности, домашнему труду.
  10. Подавать пример. Родителям необходимо быть примером для подражания во всём.
Памятка для родителей

Воспитание должно строиться по чёткой системе, которая ведёт ребёнка к определённой цели. Дети должны освоить огромный объём знаний и умений. Поэтому родителям необходимо знать, что должен уметь их ребёнок не только в 5 лет, но и в другие годы дошкольного возраста.

Оформление статьи: Владимир Великий