Воспитание приемного ребенка – основные трудности

«Непосредственное общение между людьми не заменить ничем».

Дошкольный возраст

Считается, для детей дошкольного возраста дружбы, во взрослом понимании, не существует — лишь совместная игра со сверстниками, в процессе коей дети учатся совместной деятельности в коллективе. Но уже на данной стадии необходимо обращать внимание на трудности ребенка в общении с другими детьми.

Как в остальных аспектах воспитания, в данном случае немаловажную роль играют взаимоотношения ребенка с родителями и распространенные ошибки в стилях воспитания — гипоопека (недостаточное внимание к ребенку) и гиперопека (чрезмерное внимание к ребенку).

В условиях гипоопеки при возникновении трудностей у ребенка, в частности, в общении, родители зачастую предоставляют малышу самому преодолевать трудности, не вмешиваясь в нужный момент и самоустраняясь, считая, что ребенок самостоятельно научится справляться. Но ребенок, не получая необходимой поддержки со стороны родителей, не ощущая заботы старших, становится неуверенным, что вызывает появление дополнительных сложностей в общении со сверстниками.

В противоположном случае, при гиперопеке, практически все контакты ребенка родитель замыкает на себе. Это приводит к сложностям иного плана — в любом конфликте, даже если ребенок может решить все самостоятельно или с минимальным вмешательством взрослых, малыша просто удаляют из конфликтной ситуации, и у ребенка не формируется умение полноценно общаться с другими детьми. В итоге у ребенка складывается картина мира, где рядом со взрослым комфортно и приятно, а со всех сторон пугающий опасный мир, от которого лучше держаться подальше.

Читайте также:  Как пережить кризисы у детей полутора, 3 лет и старше

Оба стиля воспитания приводят к нарушению у ребенка процесса социализации, и в будущем малышу становится гораздо сложнее взаимодействовать с людьми.

Усыновление детей в 5-лет

Если усыновление происходит, когда ребенку 5-6 лет и больше, с одной стороны – мама с папой получают готового человечка, избежав трудностей раннего возраста. С другой стороны – они сталкиваются с новой, чужой системой, которая пока не вписалась в семейную структуру. И вот на этом этапе возникает большая часть проблем.

  • Во-первых, необходимо помнить, что если Вы усыновили или взяли под опеку ребенка из детского дома, то первое время он будет вести себя идеально. Но это не говорит о том, что он именно такой и что всегда все будет безоблачно. Самый большой страх приемных детей – что их вернут обратно. Именно поэтому первый месяц или больше они стараются изо всех сил быть идеальными, покладистыми, послушными. Они стараются таким образом заслужить любовь новых папы и мамы. Но постепенно они привыкают, расслабляются и начинают вести себя естественно, так как умеют, как привыкли. Многие приемные родители на этом этапе пугаются и хотят отказаться от ребенка. Важно помнить, что именно этот момент является самым ценным для будущих отношений. Смена поведения ребенка говорит о том, что он адаптировался в доме и достаточно доверяет, чтобы показать себя таким как есть. И именно в этот момент у Вас появляется возможность узнать друг друга по настоящему и учиться жить вместе.
  • Во-вторых – если Вы решились на усыновление, Вам придется пройти за короткое время тот этап, на который у других семей с родными детьми уходят годы и поэтому стресс для обеих сторон – явление естественное.
  • В-третьих – неудачи возможны, как и ошибки, и моменты отчаяния, и у Вас и у ребенка. Очень важно заручиться поддержкой психолога и социального работника и выполнять их рекомендации.
Читайте также:  Занятия артикуляционной гимнастикой для детей

Отдаление от родителей

Во-первых, в это время ребенок начинает превращаться в подростка (в возрасте 9-13 лет). В течение этого периода он отдаляется от своего детства и своих родителей, чтобы начать развивать собственную индивидуальность и независимость. Взросление требует отказа от привычных вещей, поэтому некоторые важные детские связи с юным собой и родителями подростку нужно отпустить. И тогда начинается болезненное дистанцирование от родителей. В то время как первоклассник любил, когда родители приходят в школу, шестиклассник считает подобное публичное присутствие родителей мучительно неловким. В этот период подросток становится очень уязвимым, так как он понимает, что никак не сможет вернуться к тому простому и безопасному времени его прежней жизни. Подростковый период начинается с чувства незащищенности из-за потери важных элементов жизни.

Хвалите вместо необоснованной критики

Ребенок, постоянно сталкиваясь с критикой со стороны мамы и папы, непременно начинает верить в свою несостоятельность. Отсюда стеснительность, неуверенность в себе и многочисленные страхи не оправдать ожидания родителей.

Похвала мамы и папы — вот, что нужно ребенку для гармоничного развития. Хвалите малыша за успехи, грандиозные и не очень, поощряйте все его начинания, подбадривайте. Но как говорят психологи, похвала может быть разной — правильной и неправильной. Итак, ваш малыш сделал что-то хорошее, как вы можете отреагировать на это?

«Хвалите усилие, а не результат, — советует Инна Александровна. — Отметьте старания ребенка: «Должно быть, тебе не просто было отдать половину конфет своему другу. Это был щедрый поступок с твоей стороны!». Так вы покажете ребенку, что вы цените его усилия и понимаете, что быть щедрым не так просто. Малыш может и не нуждаться в оценке своих действий, ему гораздо важнее знать, что вы видите его старания».

«Старайтесь обращать внимание не на способности ребенка, а на то, что конкретно он сделал, и отмечайте это в своей похвале: «Я вижу, что ты убрал все игрушки. Здорово, что в комнате теперь чисто». Эти слова будут более уместными, чем «какой ты у меня чистюля», — поясняет Инна Александровна.

«Еще один способ похвалить ребенка — подробно расспросить его о проделанной работе. Своими вопросами вы поможете малышу научиться самостоятельно оценивать достигнутые результаты. "Тебе нравится твой рисунок?", "Что было самым сложным?", "Как тебе удалось нарисовать такой ровный круг?" — вот те вопросы, которые можно задать своему ребенку, хваля его», — советует Инна Александровна.

«Иногда важно просто быть рядом с ребенком, и слова здесь не нужны. Если малыш обращает на вас свой взгляд, желая привлечь внимание, посмотрите на него в ответ или обнимите. Эти со стороны малозаметные действия скажут ребенку о многом — о том, что вы рядом, о том, что вам не безразлично то, что он делает», — добавляет Инна Александровна.