Влияние социума на развитие личности ребенка

Современные дети загружены максимально.  В школе они изучают множество дисциплин.  За школьной дверью их ждут родители, чтобы отвести на кружки или спортивные секции.  Очень часто можно увидеть, что ребенок одновременно занимается математикой, языками, посещает уроки рисования и плавание.

Что такое социализация?

Человек по своей природе нуждается в признании, одобрении со стороны окружающих его людей, будь то родители или друзья. Когда малыш ещё только начал знакомиться с этим миром, помимо его физических потребностей, ему чрезвычайно важна похвала родных и близких, высокая оценка своих достоинств. По мере того, как ребенок взрослеет, подобная оценка обеспечивает ему уверенность в себе, в свои силы и в свою уникальность. Расширяя границы своего познания в социуме, ребенка «обтесывает» дальнейшее окружение — друзья не так сильно восхищаются его талантами, как родители, воспитатели и учителя и вовсе разрываются между 20–30 детьми, не уделяя каждому ребенку более 10 минут. Вот она — социализация, адаптация ребенка к окружающему его обществу.

Социум — это общность культур, условий жизнедеятельности, традиций, правил и норм жизни, важно не только то, как ребёнок поймет социум, но и насколько положительно общество примет малыша. Нередки случаи, когда абсолютно нормальный ребенок без каких-либо умственных отклонений, просто со своим собственным художественным или мечтательных взглядом на этот мир, попадая в социум, не чувствовал себя там комфортно. Люди не любят сильно отличающихся индивидов, особенно если их невозможно сломать и навязать свою точку зрения. Однако ребёнок должен научиться жить в социуме, сосуществовать с другими мнениями, чужими поступками, потому что каждый из нас зависит от другого, и, отвергнув нормы и правила социума, человек почувствует себя невостребованным и ненужным, а это негативно скажется на его психоэмоциональном состоянии.

Ребёнок уже рождается с определенным статусом в социуме, например, по тому, в какой стране и семье родился ребенка, можно смело говорить, что он сын, немец, аристократ — это прирожденный статус, который маленький человечек не изменит. Но по мере взросления он может приобрести еще и другие статусы с помощью тех или иных социальных групп, например, школьник, студент, супруг, депутат, офицер и пр. В зависимости от статуса родителей, ребенок будет стремиться к получению того или иного положения, добиваться определенных целей — и это одна из заслуг социума, потому что стремление получить определенный статус напрямую зависит от положения и одобрения в обществе.

И если ребёнок в социумепостепенно вырастает человеком, то его уникальность в большинстве случаев будет потеряна. Малыши, не знающие ещё о социальных нормах и правилах, всегда говорят правду, не лицемерят, рассказывают о каждом своем чувстве и ощущении — они свободны в своей «исповеди», и от того такие счастливые. Как дома, так и вне его, ребенка начинают заковывать в рамки — «так нельзя», «это неправильно», «это некультурно», «ты поступаешь плохо», «так не делают» и всё в таком же духе. В итоге вольная птичка, которая ещё недавно порхала в душе ребенка, постепенно понимает — для того, чтобы жить в социуме, нужно подчиняться правилам, нужно пересиливать себя, в большинстве случаев принимать чужое мнение, даже если ты думаешь совсем по-другому. А если кто-то покажет всем слишком яркое свое «Я», его могут не понять, поэтому многие детишки, отличающиеся своей индивидуальностью и непокорным мнением, зачастую бывают изгоями среди сверстников иобщества в целом.

Роль матери в развитии ребенка

Психическое развитие ребенка в последние десятилетия изучается в рамках взаимодействия ребенка с матерью как единой системы. Становление и развитие системы взаимодействия матери с ребенком связано с анализом особенностей этого взаимодействия как видотипичного — специфически человеческого феномена, реализуемого в условиях открытого, не запрограммированного на уровне генетического обеспечения, содержания, предлагаемого конкретно-культурной моделью. М. Мид на основе своих исследований материнства и детства в различных культурах делает вывод, что каждая конкретная культура выбирает определенные черты характера и темперамента, присущие взрослому человеку, наиболее приемлемые в данной культуре, строит на их основе свою культурную модель взрослого мужчины и женщины и создает систему воспитания ребенка, ориентированную на эту модель. В каждой культуре есть соответствующий способ воспитания родителей, в первую очередь матери, которые и являются основными “производителями” личности ребенка как члена своего, конкретного общества. Таким образом, можно говорить о конкретно-культурной модели материнства и детства и существующих в каждой культуре способах или путях “производства” этой модели. В современном обществе женщины имеют возможность быть успешными во многих сферах жизнедеятельности наравне с мужчинами. Этот прогресс породил конфликт между требованиями к женщине со стороны семьи и карьеры. Многие матери делают выбор в пользу карьеры, возвращаясь к трудовой деятельности еще до достижения детьми годовалого возраста.

Читайте также:  4 простых способа предотвратить аллергию у детей в школах

Однако по мнению большинства психологов роль матери имеет огромное значение для развития ребенка младенческого возраста, а в некоторых ситуациях мать просто незаменима. Именно она имеет возможность чутко и своевременно реагировать на потребности младенца. А это очень важно, так как у ребенка, потребности которого своевременно удовлетворяются, формируется доверие к окружающему миру; закладывается нормальная самооценка; он способен проявлять заботу о матери и любовь к ней, устанавливать привязанность к людям; готов исследовать окружающий мир. Уже на первом году такой ребенок развивается как личность и становится способным функционировать самостоятельно.

Если же мать не уделяет достаточного внимания своевременному удовлетворению потребностей младенца, он чувствует себя незащищенным и, прежде всего, обеспокоен удовлетворением своих первичных потребностей. Такой младенец не может развиваться в личностном плане, так как его развитие сводится скорее к последовательности реакций на неудачи окружения, чем к внутренним стремлениям. Кроме того, нарушение взаимодействия с матерью может привести к отставанию в социально-эмоциональном развитии, нарушению психического здоровья и отсутствию интереса к познавательной деятельности.

Отрицательным является не только слишком слабый интерес матери к потребностям ребенка, но и тенденция к гипертрофированной заботливости, так как это приводит к нежелательной резкой перемене, когда мать возвращается к прежним заботам. А в случае чрезмерной психической стимуляции матерью младенца, у него может возникнуть тревога и недоверие, а у матери — произойти эмоциональное перегорание. Таким образом, чувствительность к сигналам младенца, удовольствие от взаимодействия с ним, отзывчивость на его реакции, положительно сказывается на развитии ребенка. Задача матери снижать напряжение сразу же после его проявления и давать удовлетворение прежде, чем потребность достигнет высшей точки. В этом случае малыш выглядит для окружающих малотребовательным. При этом более сложной задачей, чем различие наличия или отсутствие потребностей является отличие одной потребности от другой. Заботливая мать, которая не допускает несвоевременных отлучек и не позволяет себе увлекаться другими людьми, делами и личными интересами, точно определяет желания ребенка, она понимает первый язык младенца и следует ему, что в свою очередь, важно для удовлетворения именно насущной потребности, а не какой-либо другой.

Если мать восприимчива, доступна для младенца и эмоционально реагирует на него, принимая его поведение и сотрудничая с ним, у ребенка развивается уверенность в собственных силах и большая степень доверия к матери, которая обеспечивает его безопасной опорой для исследований, способствует появлению новых интересов и способов действия. При этом, распространение эмоций, родившихся в сфере общения, на познавательную деятельность является одним из механизмов, благодаря которым ребенок из состояния сосредоточения на человеке и отношениях с ним переходит к общению по поводу предметов, перерастающему в совместную деятельность взрослого и ребенка. [10]

Моторика и навыки самообслуживания и гигиены

В школе ребенок будет больше предоставлен сам себе, поэтому у него должны быть хорошо сформированы и закреплены основные навыки самообслуживания:

  • Самостоятельно или с небольшой помощью взрослых одеваться и раздеваться.
  • Застегивать пуговицы на одежде, зашнуровывать обувь.
  • Уверенно, хорошо ходить, бегать, прыгать и лазать.
  • Уметь переносить нетяжелые предметы на небольшие расстояния.
  • Кидать и ловить мяч.
  • Играть в подвижные игры.
  • Танцевать.
  • Самостоятельно умываться, мыть руки, чистить зубы, причесываться.
  • Следить за внешним видом.
  • Складывать одежду, обувь.
  • Проявлять индивидуальность при выборе нарядов.
  • Умение исправно пользоваться горшком и унитазом.
  • Умение изображать ровные линии от руки.
  • Способность рисовать по клеточкам в тетради или по линейкам.
  • Управляться с конструктором, создавать достаточно сложные конструкции по образцу или инструкции, а также самостоятельно придумывать новые формы.
Моторика и навыки самообслуживания и гигиены

Мелкая моторика играет важную роль в развитии речи и функций мозга, поэтому с детьми в подготовительной группе нужно продолжать много играть, учить делать мелкие операции, например, шить, вязать, вышивать, нанизывать бусины, разумеется, в пределах, доступных и понятных малышам дошкольного возраста.

Читайте также:  Кал со слизью у ребенка – не проблема или повод для беспокойства?

Как ребенок воспринимает образ отца: формирование отношений с родителем

Формирование отношение родитель и ребенок происходит значительно позже: знакомство и контакт с папой происходит постепенно, а для того чтобы малыш признал его как члена семьи, должно пройти определенное время, он должен сначала привыкнуть к нему. Изначально у ребенка отсутствует ощущение кровного родства по отношению к отцу. В основном выполнение отцовских обязанностей и формирование образа отца начинается, когда малыш выходит из грудного возраста и привязанность к матери ослабевает.

Основная задача родителей заключается в том, чтобы обеспечить потребность ребенка в защите и безопасности. Поначалу большая часть этой задачи возлагается на мать и лишь с течением времени в этот процесс вовлекается отец. В дальнейшем всю ответственность за безопасность и защиту малыша должен взять на себя папа как глава семьи. От того, как он исполняет эту обязанность, во многом зависит формирование представления ребенка о правильности семейного устройства, а также его психическое развитие. Ребенок воспринимает отца как опору и защиту от негативных внешних обстоятельств.

И малыш, и мама должны видеть в отце и муже надежную опору и защиту, ощущать его силу. В тех семьях, где мама играет главенствующую роль, все равно детям нужно позиционировать отца лишь с лучшей стороны, иначе любви и уважения они к нему испытывать не смогут, таким образом, нарушится их восприятие семейных ролей, что в дальнейшей жизни может привести к негативным последствиям.

Каждый из родителей должен приложить все усилия, для того чтобы малыш понял и почувствовал, что мама и папа его любят. Одной фразы «Я тебя люблю» недостаточно, так как ребенок, особенно маленький, еще не может мыслить абстрактными понятиями, он еще не воспринимает словесную формулировку.

Любовь – самая надежная основа гармоничного развития личности и счастливого детства. Малыши, воспитанные в атмосфере родительской любви друг к другу и к нему, имеют более высокую самооценку, уверенность в собственных силах, растут добрыми и щедрыми.

Замечали ли вы, какие изменения претерпел образ отца в современном обществе? Во многих семьях нарушился традиционный уклад семейной жизни, когда отец уже не глава семьи, а дополнение к ней. Конечно, в этом виноваты и сами мужчины, но во многом и мамы, которые в процессе воспитания формируют у ребенка неправильное представление о роли мужчины в семье. Ни первые, ни вторые не задумываются о том, к каким последствиям могут привести подобные семейные отношения.

Папа – глава семьи. Еще в древности, когда институт семьи только-только зарождался, мужчина был добытчиком и главой. С течением времени, когда понятие «добытчик» стало носить не прямой, а косвенный характер, образ отца в восприятии ребенка был неотделимо связан с какой-нибудь профессией, которая зачастую передавалась из поколения в поколение. Дети начинали рано интересоваться тем, чем занимается отец, подражали ему, учились профессиональным навыкам.

Несмотря ни на что, в подсознании современных малышей все еще существует взаимосвязь: отец – глава семьи – какая-либо профессия. Поэтому даже если в вашей семье мама зарабатывает больше или каждый день ходит на работу, а папа работает дома, постарайтесь не стирать в сознании ребенка этот ассоциативный ряд, так как это может навредить не только ребенку, но и отцу, а во многих случаях и всей семье, просто поставив под удар ее существование. Если ребенок перестает воспринимать папу как главу семьи, то и само понятие «отец» для него обесценивается.

Читайте также:  Как сделать прогулку с новорожденным зимой максимально безопасной?

Папа для зарабатывания денег. Если акцентировать внимание ребенка не на том, где папа работает и какую пользу он приносит окружающим, а на том, сколько он зарабатывает, это тоже приводит к ухудшению отношения к нему со стороны ребенка, даже если денег достаточно или много. Папа перестает быть для ребенка интересным, прежде всего как личность, он становится для него неким денежным мешком, иными словами, отец приобретает функции неодушевленного предмета. Деньги необходимы людям для удовлетворения своих потребностей, ребенку, соответственно, тоже. Со временем его отношение к отцу становится попросту потребительским. Бывают случаи, когда дети так относятся к обоим родителям, поэтому в современном мире взрослые все чаще сталкиваются с этой проблемой.

Зачастую рассказы родителей о том, что деньги достаются нелегко, не вызывают у детей сочувствия, они, наоборот, только раздражаются. Понятно, что родителям в какой-то момент становится обидно, что дети воспринимают их подобным образом. И если мама может любить своего малыша, безусловно, то папе сделать это труднее, и с течением времени потребительское отношение ребенка может привести к тому, что семья распадается.

Как формируются ценности у детей?

Какие существуют ценности в настоящее время? Например, правильные коммуникативные навыки помогают ребенку стать успешным человеком в современном мире. С одной стороны, необходимо иметь свою точку зрения и уметь ее отстаивать. С другой – нужно учитывать мнение окружающих. Для этого крайне важно осознавать связь со своими близкими как основополагающую ценность. Понимание данной ценности приходит с развитием привязанности. Когда ты ценишь общение с близким человеком, подсознательно пытаешься делать все, чтобы не огорчить его без веской причины и не оборвать связь.

Главное – оставаться эмоционально открытым для ребенка, не стесняясь говорить о своих чувствах к нему. Доверие всегда порождает доверие. Так называемое «Я-общение» воспитывает эмпатию и способность сопереживать.

Находясь в согласии с собственным Я, ребенок не только начинает понимать свои потребности, но и учится находить для их выражения социально допустимые возможности. Родителям по силам как помочь своему чаду в поисках себя, так и усложнить эти поиски, навязывая ему свои убеждения и ориентиры.

Папа и мама должны научиться с рождения видеть в своем ребенке личность, а значит, признавать его право на самоопределение и на ошибки, предоставлять ему возможность самостоятельно делать выбор. При этом они должны оставаться открытыми для просьб о помощи. В таком случае можно быть уверенным, что чадо не свернет на кривую дорожку, попав под негативное влияние окружения.

Как помочь своему ребенку сформировать позитивное мышление?

Многие родители могут замечать, что в дошкольном возрасте их ребенок немного отстает от своих сверстников. Не стоит отчаиваться, следует помочь своему сыну или дочке развиваться в правильном направлении. Например, можно попробовать развить его зрительную память. Для этого требуется сделать ксерокопии страниц с его любимой книги и разрезать их на несколько составляющих. Далее, необходимо попросить малыша воссоединить изображение в одно целое, пусть сначала оно будет состоять из трех элементов, постепенно их количество можно увеличивать.

Характеристика возрастных особенностей детей 4-5 лет подразумевает также тот факт, что в этот период необходимо продолжать развивать мелкую моторику. Малыш должен научиться собирать картинки из нескольких кубиков, попадать мячом в сетку или рассортировать крупу на несколько отдельных кучек.

Самой лучшей игрушкой для развития позитивного мышления является конструктор. Он должен состоять из нескольких различных геометрических фигур. Ребенок должен сам понять, как их соединить между собой для того, чтобы добиться желаемого результата.

В четыре года малыш должен уметь сопоставлять образец с реальным объектом. Например, ему следует справляться с такими задачами, как построить по картинке конструкцию, собрать из мозаики рисунок или воспроизвести несложный пазл.

Не стоит делать из ребенка гения и добиваться того, чтобы он преуспевал перед своими сверстниками, необходимо ежедневно заниматься с ним, постепенно повышая уровень сложности заданий.