Ребенок плохо себя ведет: причины и что делать в такой ситуации

Error: Не могу создать директорию wp-content/uploads/2019/06. Проверьте, доступна ли родительская директория для записи. Екатерина Ильичева, детский психолог

Почему общаться с детьми бывает трудно

Если ребенок категорически отказывается слушать родителей, то зачастую причиной такого поведения служит:

1. Борьба за внимание

Иными словами ребенок стремиться всеми силами привлечь внимание родителей, чувствовать их поддержку при любых обстоятельствах. Родительское внимание очень важно для нормального развития ребенка. Но если взрослые постоянно заняты и не интересуются жизнью своего чада, то ребенок использует все возможные средства для получения желаемого. Родителям, вопреки занятости, нужно уделять максимум времени детям, обязательно поощрять их за хорошее поведение и отличные оценки, а не только наказывать за плохие поступки.

2. Самоутверждение

Если ребенок постоянно слышит от родителей замечания и упреки, он начинает бороться за самоутверждение и зачастую путем резкой демонстрации собственного мнения, пусть даже и ошибочного. Когда родители чрезмерно опекают ребенка и то и дело показывают свою власть, то ответной реакцией чада станет именно непослушание. Он будет стараться все делать наперекор, лишь бы его перестали постоянно контролировать.

Особенно желание самоутвердиться обостряется в подростковом возрасте, поскольку в этот период родительский контроль воспринимается как унижение личного достоинства и посягательство на самостоятельную жизнь. Даже если взрослые правы, ребенок будет воспринимать их мнение в штыки. В данном случае нужно найти подход к подростку – не надоедать ему бесконечными советами, не делать замечаний, не критиковать.

3. Желание отомстить 

Дети могут мстить родителям по разным причинам, зачастую это происходит из-за:

  • постоянного сравнения со старшими сестрами или братьями;
  • унизительного отношения матери к отцу и наоборот;
  • развода родителей;
  • невыполнения взрослыми их обещаний;
  • несправедливого наказания или резкой критики;
  • отсутствия любви между родителями.

Свои обиды ребенок может высказать не всегда. Но если родители замечают изменения в поведении, к примеру, снижается успеваемость в школе, происходит систематическое нарушение дисциплины – это тревожный звонок и нужно выяснить, на что ребенок обижен.

4. Отсутствие веры в собственные силы

Причиной этому может служить не только напряженные отношения с родителями, но и учителями, сверстниками. Если ребенок терпит неудачу и это сопровождается критикой со стороны окружающих, то его уровень его самооценки снижается, и он начинает верить, что неудачник. В этом случае детям часто становится все равно, они считают себя плохими, неблагополучными и мирятся с этим.

Если проблемы есть в семье – это неизбежно приводит к проблемам в школе и наоборот. Мудрые родители никогда не станут критиковать своего ребенка, в определенных ситуациях они его выслушают и поддержат, иногда накажут, но точно не проигнорируют.

Читайте также:  Как заинтересовать ребенка чтением?

Психологи рекомендуют родителям, которые столкнулись с непослушанием детей проследить за собственными чувствами, поскольку часто именно они «открывают глаза» на корень проблемы и помогают найти ответ. опубликовано

Лучшие публикации в Telegram-канале

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание — мы вместе изменяем мир! © econet

Лайфхаки на каждый день

На примерах рассмотрим, как правильно себя вести, когда ребенок ведет себя плохо. Часто действия родителей не логичны, поэтому наказания не работают.

Ситуация 1. Ребенок специально разлил компот

Родители могут лишить его за это мультфильмов или прогулки. Ребенок не понимает связи между действиями «разлил компот» и «смотреть мультики». Было бы полезней попросить ребёнка убрать за собой, объяснить ему, что он сделал неправильно. С трех лет ребёнок уже в состоянии усвоить, какие бывают последствия у его поступков.

Не ругайте ребенка, если он нечаянно что-нибудь разлил. Источник

Ситуация 2. Ребенок не убирает игрушки

Не стоит кричать на ребенка. Возможно, малыш все-таки начнет убирать игрушки, но на следующий день повторится то же самое. В такой ситуации лучше спокойно объяснить ребенку «правила игры».

Если игрушки будут ночевать на своих местах, на следующий день они будут ждать ребенка в комнате, и он сможет с ними играть. Если же игрушки не убрать, тогда их соберет мама и уберёт на высокую полку на пару дней. У ребёнка есть выбор, как поступить, мы его об этом предупредили.

Лайфхаки на каждый день

В случае, если ребенок не убирает за собой игрушки, родителям нужно сдержать слово.

О чем говорят дети

На тему наказания я проводила опрос среди 8 детей возраста от 4 до 6 лет. И вывела одну закономерность: абсолютно все дети помнят, как именно их наказывали (лишали мультфильмов, игр, прогулок, еды, закрывали одних в комнате), но ни один из опрошенных не помнит или не знает, за что именно его наказывали!

Спросив у малышей, за что вообще стоит наказывать детей, многие из них ответили, что только за серьезные проступки. Например, за то, что ударил кого-то, обидел или накричал. Чувства, которые они испытывали во время наказания, дети описали очень чётко.

Они употребляли такие слова, как страшно, грустно, обидно, плохо, одиноко. Они злились.

От мальчика Макара 6,5 лет я получила интересный ответ на вопрос, как бы он хотел, чтобы его наказывали: «Я бы хотел, чтобы мама сначала поговорила со мной и узнала как все было, прежде чем наказывала».

, сотрудничество, свобода выбора

В сложных ситуациях становится ясно, насколько у вас хороший контакт с ребенком. Альфи Кон в книге «Наказание наградой» приводит теорию трех «С», на основе которой строятся отношения между родителями и детьми. Это содержание, сотрудничество и свобода выбора.

Спросите себя, насколько необходимо или желательно то или иное конкретное требование. Мы говорим, что трехлетнему ребенку нож — не игрушка. Из-за этого запрета ребенок чувствует себя несчастным. Мы снова обдумываем ситуацию и уже окончательно уверяемся, что для ребенка играть с ножом и вправду очень опасно (и объясняем это ему).

Спросите себя: «Так ли необходимо то, что я требую от ребенка?» Источник

Мы говорим шестилетней девочке, чтобы она за обеденным столом не играла с кубиком льда, ребенок расстроен из-за этого запрета, мы еще раз обдумываем ситуацию и приходим к выводу, что, в сущности, это никому не причинит вреда, пусть себе играет. (Пересмотреть свой первоначальный запрет — это, безусловно, совершенно другое дело, чем уступить просто потому, что у вас уже нет сил противиться и вы устало говорите: «Ну хорошо, делай, что хочешь».)

Сотрудничество

Родитель не должен единолично принимать решение о том, что обязаны делать дети и каких действий было бы разумно ожидать от них.

Чем старше ребенок, тем активнее его следует привлекать к этому процессу: мы объясняем ему, слушаем его соображения, советуемся с ним, вместе с ним составляем планы.

Лайфхаки на каждый день

Лучше всего охарактеризовать альтернативу кнуту и прянику можно как «совместное решение проблем», в этом и есть суть сотрудничества.

Читайте также:  Как принимать Элькар для новорожденных, для чего назначают препарат?

Свобода выбора

Обсуждение сотрудничества плавно подводит нас к вопросу о свободе выбора или автономии.

Когда взрослые не знают точно, почему произошел инцидент или что с этим делать дальше, им следует руководствоваться фразой: «Привлеките к этому детей».

Чем больше ребенок ощущает себя частью процесса, чем больше востребована и серьезнее воспринимается его точка зрения, тем с меньшим числом проблем нам придется иметь дело.

Как наказывать своего ребенка — личное дело каждого родителя. На одном из занятий с детьми, которое я проводила, шестилетняя Маша произнесла такую фразу: «Главное, показать детям, что даже когда они совершили плохой поступок, родители не перестали их любить». Помните об этом, когда будете наказывать своих детей.

Обложка поста:

О чем говорят дети

На тему наказания я проводила опрос среди 8 детей возраста от 4 до 6 лет. И вывела одну закономерность: абсолютно все дети помнят, как именно их наказывали (лишали мультфильмов, игр, прогулок, еды, закрывали одних в комнате), но ни один из опрошенных не помнит или не знает, за что именно его наказывали!

Спросив у малышей, за что вообще стоит наказывать детей, многие из них ответили, что только за серьезные проступки. Например, за то, что ударил кого-то, обидел или накричал. Чувства, которые они испытывали во время наказания, дети описали очень чётко. Они употребляли такие слова, как страшно, грустно, обидно, плохо, одиноко. Они злились. От мальчика Макара 6,5 лет я получила интересный ответ на вопрос, как бы он хотел, чтобы его наказывали: «Я бы хотел, чтобы мама сначала поговорила со мной и узнала как все было, прежде чем наказывала».

Устанавливаем контакт с детьми

Как мы говорили ранее, на плохом поведении история порой не заканчивается, поскольку дети перестают идти на контакт с родными. По словам эксперта, характер каждого ребенка уникален, поэтому каждый случай нужно рассматривать индивидуально. Но все же она дала несколько советов, как можно исправить ситуацию.

«Одним из способов является работа через мотивацию. Например, жетонная система, когда выдаются «жетоны» за правильное поведение и ребенок получает вознаграждение за определенное их количество, составление письменного договора о правилах поведения каждого члена семьи. Ну а в общем, это всегда поощрение правильного поведения и отсутствие подкрепления упрямого поведения».

Она подчеркнула, что не стоит затягивать с походом к психологу, если воспитание ребенка превратилось в пытку из-за его поведения. Наоборот, доктор поможет выявить причину, найти решение и разрешить конфликт между родителями и ребенком.

Как справиться с неуправляемым ребенком

Если ребенок дерется, отказывается слушать взрослых, не поддается уговорам, при помощи истерик управляет и манипулирует родителями – все члены семьи хватаются за голову и не знают, как справиться с неуправляемым и грубым малышом, который превращает жизнь домашних в невыносимый ад. Ведь запреты и наказания никак на него не действуют.

Причины возникновения расстройств поведения у детей

Неуправляемый ребенок является не только проблемой для окружающих людей, но и для самого себя.

Чаще всего причина таких проблем кроется в неправильном образе жизни женщины во время беременности: работа практически до самых родов, без полноценного отдыха и сна; постоянное сидение у компьютера или телевизора; ремонт и обустройство семейного гнездышка; употребление спиртных напитков и курение сигарет; активное выяснение отношений. Поэтому нет ничего удивительного в том, что каждый второй ребенок страдает гиперкинетическим синдромом, включающим в себя перинатальную энцефалопатию (ПЭП), минимальную мозговую дисфункцию (ММД), а чаще синдром нарушенного внимания и гиперактивность (СНВиГ). Данные диагнозы проявляются в расстройствах поведения малыша, поэтому взрослые не торопятся к врачу, тем самым еще больше усугубляя ситуацию.

Читайте также:  Сайт «Развитие ребенка» для родителей и детей

Гиперактивный ребенок не может сосредоточиться на одном занятии, быстро перескакивая с одного дела на другое, за счет бьющей через край неорганизованной и чрезмерной активности. Нередки случаи попадания такого неуправляемого ребенка в неприятные ситуации из-за его асоциального поведения. Даже лечение кариеса у детей с расстройством поведения превращается в сущий кошмар.

Помимо медицинских показателей к причинам, которые могут привести к неуправляемости ребенка можно отнести:

  1. семейные конфликты – это большой стресс для малыша, а также появившийся в семье новый человек, будь – то второй ребенок, отчим или мачеха;
  2. неправильное воспитание, проявляющееся в избалованности и попустительстве, когда ребенок не знает и не понимает слова «нет», не умеет управлять своим гневом и возмущением.

Как найти общий язык с неуправляемыми гиперактивными детьми

Неуправляемые дети напоминают ураган и хаос, поэтому родители должны вложить немало сил в максимальное регулирование жизни и внутреннего мира маленького человека.

Таким малышам нужен строгий дневной распорядок, с подробным расписанием действий и заданий.

Составляя расписание взрослым необходимо учитывать индивидуальность каждого ребенка, так как они не всегда могут выполнить требование или просьбу немедленно.

Возможно, что просьбу нужно будет повторять заранее несколько раз. К определенному времени малыш без проблем завершит игру или действие, не повредив при этом нервную систему родителей.

С неуправляемыми детьми нужно общаться размеренно, умиротворенным спокойным тоном, без малейших ноток раздражения. В обратном случае скандалов избежать не удастся.

Большое количество ярких впечатлений очень вредно для неуправляемых детей, поэтому сильно возбужденным детям нужно предлагать чаще отдыхать, давать им опомниться, задавать как можно больше вопросов на всевозможные интересные темы. При обдумывании своих ответов детям легче возвращаться в спокойное умиротворенное состояние.

Каждый неуправляемый ребенок должен куда-то выплескивать свою энергию. Огромную помощь в этом могут оказать занятия спортом, танцами, активные игры на воздухе.

Обязанности родителей при расстройствах поведения детей

Первой обязанностью родителей должно быть обучение своего ребенка тому, что принято в их доме. До тех пор пока они не сделают этого, малыш будет делать все, то захочет. Ребенок должен знать границы и зоны, в которых он может играть.

Самым действенным методом воспитания является поощрение и наказание в момент воспитания. Нет смысла ждать, когда ребенок совершенно перестанет слушаться взрослых. Неуправляемому ребенку нужно сразу показывать недовольство или поощрение после всех его действий.

Например, после посещения стоматолога и лечения кариеса у детей, их стоит похвалить и указать на прекрасное поведение.

Родителям стоит чаще улыбаться и одобрять хорошее поведение малыша.

Дети, которые чувствуют поддержку и уважение, наиболее открыты для обучения, перемен и послушания, чем те, которых постоянно стыдят и ругают.

Родителям не стоит совершать ошибку, постоянно ругая и приказывая ребенку прекратить то или иное действие – лучше показать ему правильный пример, закрепив его с помощью поощрения и улыбки.