Развитие любознательности у ребенка дошкольного возраста

Любознательность — это ценное качество, которое основывается на стремлении к получению новых знаний, открытости всему новому в окружающем мире.

Этапы развития речи

  • Подготовительный, или пассивный. Начинается, когда рождается ребенок, а заканчивается, когда ему исполняется 1 год. В это время младенец реагирует на общение, понимает, откуда идет звук, он готов к игре.
  • Преддошкольный, или автономный. Начинается, когда вашему сыну или дочери исполняется год, и заканчивается в 3 года. Первые звуки и слова ещё не совсем понятны, но малыш уже пытается строить фразы. В это время накапливается словарный запас. Ребенок понимает слова и использует их.
  • Дошкольный, или активный. Пока ребенок готовится к школе, у него активно развивается речь, увеличивается количество людей, с которыми он общается. Малыш уже может связно, четко и развернуто говорить. Речь становится средством познания окружающего мира.
  • Школьный. Самый важный, ответственный и серьезный период развития речи. До 18 лет ребенок усваивает базовые правила грамматики, пунктуации, орфографии. В это время развивается уже не устная речь, а письменная. Школьник начинает овладевать литературной речью. Кроме того, у него формируется определенный сленг, связанный с возрастом и компанией, в которой он находится.

Как поддерживать у ребенка желание учиться

Любознательность – природная способность. Но ее необходимо развивать с самого раннего возраста. Как это делать?

Как поддерживать у ребенка желание учиться
  • Всегда отвечать на вопросы малыша. “Почемучки” очень любят задавать вопросы и ждут от вас ответа. Нередко по причине усталости родители отмахиваются от малыша, говоря, что он мал и все узнает, когда вырастет. Если не отвечать на детские вопросы, у малыша пропадет желание спрашивать, а это приведет к нежеланию получать новые знания;
  • Ребенок-исследователь. Крохе нужно свободное пространство, где он может дать волю своему воображению: строить дома из стульев, возводить песочные замки, оставлять рисунки на стенах и т. д. Надо постараться выделить ему определенную зону в квартире, во дворе, где будет место для простора детской фантазии;
  • Наблюдение за изменениями в окружающем мире. Посещение музеев, зоопарков, прогулки по оживленным улицам, поход в гости – везде малыш найдет что-то интересное для себя. Очень полезно обсуждать с ребенком увиденное, спрашивать о его мнении;
  • Смена обстановки. Можно переставить мебель в детской комнате, поменять местами игрушки, а потом задать вопросы малышу о том, что изменилось в комнате, стало ли лучше, красивее, удобнее. Пусть он предложит свои варианты оформления;
  • Обучение посредством игры. Когда родители, пытаясь обучать кроху, кричат на него за непонимание, требуют не отвлекаться – у малыша появляется страх и нежелание заниматься. Учение для ребенка должно быть увлекательной игрой. Только в этом случае желание получать новые знания будет искренним и бесконечным;
  • Обучение на собственном примере. Для ребенка важно видеть, что родителям интересен процесс учения и исследования. Видя любимых взрослых за книгой или увлеченных новым хобби, ребенок поймет, что учение будет сопровождать его всю жизнь, что это увлекательная деятельность.
Читайте также:  15 развивающих игр для детей до 3 лет

Развитие любознательности у малыша закладывает прочную основу для непрерывного обучения, которое будет сопровождать ребенка в течение всей жизни, формируя полноценную личность.

Как поддерживать у ребенка желание учиться

Какие еще есть способы развить в ребенке любознательность?

Обустрой малышу его маленький мир

Дети обожают играть мелкими предметами: пуговицами, бусами, камушками (это и помогает развить любознательность). Возможно, потому что живут в мире, где, как говорится, можно пешком ходить под стол. Но специалисты предупреждают: опасайся слишком маленьких деталей, которые малыш может проглотить. Это опасно для крохи удушьем. 

Но под присмотром взрослых можно надолго завлечь ребенка подсчетом и сортировкой больших деревянных бусин, складыванием пуговиц в коробочки, а камней и ракушек – в ведёрко на пляже. 

Возможно, ты уже заметила, что детям нравятся собственные игровые домики небольшого размера, где можно уединиться в игре. Если у тебя в спальне стоит двухэтажная кровать, набрось одеяло на верхний этаж, чтобы превратить нижний в импровизированную пещеру. Также можно накрыть кухонный стол большой длинной скатертью – и готова палатка для малыша. А на улице будет интересно провести время, если взять несколько веток и сделать укрытие под деревом или кустом.

Пускай ребёнок играет в собственном домике игрушечными тарелками или инструментами. Малыши любят предметы небольшого, «детского» размера, которыми легко орудовать. Кроха сможет проводить разнообразные кулинарные эксперименты и работать над строительным проектом.

Следи за увлечениями ребёнка — помоги ему развиваться в среде наивысших интересов!

Сегодня ты с ребёнком снова играешь в ковбоев? А может в футбол? Или в ход пошли куклы и лошадки? Возможно, ты иногда сама забываешь, какая твоя роль в  данный момент. Ответ простой – ты… мама малыша!  

Никто не знает, откуда у детей столько разных идей, но они дают чудесные возможности для обучения.

Кроха ещё маленький, но уже постоянно говорит о профессии пожарного-спасателя? Сходи с ним на экскурсию в пожарную часть, посмотрите вместе на учения спасателей, осмотрите пожарное оборудование. После этого обязательно купи малышу шапочку пожарного, а летом дай поиграть шлангом для полива растений.

Какие еще есть способы развить в ребенке любознательность?

Узнай об экскурсиях для детей, которые часто предлагают многие фабрики и предприятия. Подумай, возможно сфера их деятельности вызовет интерес у ребёнка.

Если твоя маленькая принцесса любит наряжаться в твой балетный костюм, своди её на репетицию участников балетной студии или отчётный концерт любого танцевального кружка. Ребенок увидит, как старшие дети уже делают то, о чем он пока мечтает. Если такое выступление может показаться любительским для взрослых, то малышам оно поможет окунуться в мир танцев.

Рассматривайте вместе с крохой книжки с картинками, которые расскажут всё о жизни артиста, пожарного или представителя любой другой профессии. Если ты пока не нашла подходящую детскую литературу об увлечении твоего малыша, покажи ему любое издание подобной тематики с красочными картинками. Например, если малыш в восторге от китов, поищи книгу о природе с впечатляющими фотографиями косаток или о мореплавании. Или просто послушай с ним песню о китах.

Преврати вопросы в квесты

Все малыши – большие почемучки. Они задают так много удивительных вопросов, на которые родители иногда затрудняются ответить. Например, «почему небо голубое?», или «почему из чайника выходит пар, когда он кипит?». Любознательность детей не знает границ.

Если кроха поставил тебя в тупик очередным вопросом, не волнуйся: скажи, что вы найдёте ответ вместе. Составь список вопросов ребёнка, и отправляйся с ним в библиотеку или книжный магазин. Многие ответы можно найти, посетив с крохой музей. Ну и, конечно же, любая информация доступна в сети интернет.

Эксперты рекомендуют специальную литературу, написанную для помощи родителям почемучек. Одна из лучших книг такого рода – «Почему? Самые интересные детские вопросы о природе, науке и мире вокруг нас» Кэтрин Рипли. Издание предназначено для детей младшего возраста. Также обрати внимание на популярную книгу Ричарда Скарри «Город добрых дел». В ней ты найдёшь краткий обзор обо всем, что интересует кроху – от того, как строятся дома, до того, как устроена экономика.

Заключение

Если ты хочешь, чтобы ребёнок активно развивался и стал успешным во взрослой жизни, поддерживай его стремление познавать мир. В жизни твоего крохи будет много разных учителей, но самый ценный первый опыт ему можешь дать именно ты. Совместные наблюдения и открытия пробудят в малыше желание учиться всему новому, будут тренировать внимание и память, способствовать проявлению креативности. Кроме того, благодаря совместным прогулкам и занятиям ваша связь с ребёнком станет ещё крепче. Из нашей статьи ты узнала разные способы, как развивать любознательность малыша, и теперь поможешь юному исследователю утолять жажду новых впечатлений.

Развитие воображения у младших школьников

Младший школьный возраст — период постепенного созревания мозга, перехода к активному творческому воображению. Оно становится психологической основой деятельности.

Читайте также:  Как принимать Элькар для новорожденных, для чего назначают препарат?

В школе воображение помогает детям освоиться в кругу одноклассников: наблюдая за их поступками, ребенок накладывает на ситуацию личные качества и убеждения, придумывает ответные реплики и действия. Воображаемые диалоги превращаются в качественный заменитель опыта.

Воображение становится более развитым, ребенок использует несколько механизмов создания новых образов:

  1. Типизация. Выделение общего признака среди группы лиц или предметов (пол, профессия, порода).
  2. Гиперболизация. Преувеличение, намеренное увеличение или уменьшение свойств предмета с помощью фантазии (Дюймовочка).
  3. Схематизация. Удаление индивидуальных черт, упрощение до максимального сходства (примитивное изображение животных, растений).
  4. Агглютинация. Сочетание несочетаемого, алогичные модели (известные мифические создания — русалка, кентавр).

Игры учеников младшей школы содержат элементы самоуправления, самоконтроля. Важно, чтобы ребенок чувствовал себя исследователем, лично проводил эксперименты, добывал необходимую информацию.

При нормальном функционировании психики ребенок в начальной школе стремится творчески обработать задание учителя, выйти за рамки схемы, данной на уроке. Со временем воображение становится более осознанным, практичным, применимым к условиям жизни. Родители замечают, что ребенок тяготеет к детализации образов: любит красочно описывать вещи, человеческие характеры, находить отличия между ними.

Воображение становится эмоциональным: суждения приобретают индивидуальный оттенок, по ним можно судить о личности малыша, его предпочтениях.

Развитие воображения у младших школьников

Основные приемы, помогающие улучшить воображение в этом возрасте:

  • перенос образов из абстрактного в конкретное (описание воображаемых проектов);
  • усиление связи воображаемого с реальностью;
  • обогащение жизненного опыта;
  • увеличение точности создаваемых образов;
  • опора на эмоциональный отклик.

Упражнения, выполняемые младшими школьниками с участием педагога, ориентированы на перечисленные выше приемы. Проводите их в домашних условиях.

  1. «Актеры». Ребенок загадывает любимого героя мультфильма, создает образ с помощью подручных средств (например, использует карандаш как волшебную палочку) и демонстрирует, как персонаж мог бы вести себя в реальности. Другие участники пытаются назвать имя героя. Пользу приносят школьные спектакли, постановки. Актерское мастерство в любом проявлении благотворно влияет на воображение.
  2. Интеллектуальные викторины с вопросами, требующими смекалки. Дети делятся на команды, ведущий задает вопросы о затруднительных жизненных ситуациях: «Что бы вы сделали, оказавшись на необитаемом острове?», «Как можно добраться до дома, если вы заблудились, а телефона нет?» Школьникам до 10-12 лет не хватает опыта работы в команде. Атмосфера конкуренции, дружеская взаимовыручка, обмен идеями помогут воображать смелее и быстрее.
  3. Игра в слова. Ребенку предлагают взять карточку с 3-5 словами, не связанными между собой тематически или логически. Малышу нужно быстро придумать три фразы, содержащие эти слова. Когда упражнение будет выполняться легко, усложните задачу: получившиеся предложения надо объединить в рассказ.
  4. Угадываем будущее. Взрослый делает заготовки фраз, которые начинаются следующим образом: «Что, если…», «Что произойдет, когда…»  Например: «Что, если на свете исчезнут насекомые?», «Что случится, если мы получим возможность запоминать информацию за пару секунд?»
Читайте также:  Развитие ребёнка по месяцам до 1 года: что должен уметь

В любом возрасте полезен труд в креативных, интеллектуальных отраслях: лепка из глины, танцы, шахматная секция — спорт и творчество вынуждают мозг работать.

Родителям следует наблюдать за успехами ребенка, проводить грань между воображением и ложью, социальной дезадаптацией. Рассуждения ребенка не должны вредить ему и окружающим, в противном случае есть смысл обратиться к детскому психологу.

Следуя рекомендациям, вы воспитаете неординарного, смышленого ребенка с оригинальным и живым мышлением.

Особенности воспитания девочек

Молодая мама девочки должна придать значение психологическим особенностям ребенка 6 лет. В этом возрасте ей важно понимать, что она, в отличие от мальчиков, должна быть воспитанной, нежной и аккуратной. Сначала следует привить ей любовь к чистоте: необходимо, чтобы вещи всегда были сложены на полочке, уголок убран, а игрушки положены в коробку после каждого использования.

Особенности воспитания девочек

Девочка – это будущая хозяйка и верная помощница для своих родителей. Требуется приглашать её совместно делать уборку, готовить и накрывать на стол. Все эти, казалось бы, сложные задания очень быстро войдут в привычку и станут неотъемлемой частью образа жизни.

Каждая дочка мечтает быть похожей на свою маму, следует стать для неё хорошим примером.