Особенности речевого развития детей дошкольного возраста

Развитие речи у малышей активнее всего формируется до трех лет. Именно в этом возрасте ребенок начинает познавать силу слова (слова помогают управлять родителями и выражать свои потребности), учится формулировать предложения, запоминает новые для себя выражения. В силах родителей помочь ребенку научиться говорить, для этого необходимы домашние занятия, а также знания о формировании детской речи. Обо всем этом мы и поговорим сегодня.

Общая информация

Важно развивать у детей не только правильную речь, но и умение слушать, отвечать на вопросы и задавать их, вести диалог.

  • В этом возрасте малыш начинает задумываться над правильностью своей речи, исправлять ошибки.
  • Словарный запас довольно быстро увеличивается, улучшается произношение звуков, возрастает многообразие интонаций.
  • Фразы становятся развернутыми, произношение более чистым, описание предметов более четким.
  • Дети учатся устанавливать временные и причинно-следственные связи между предметами, при описании объектов пытаются выражать свое эмоциональное отношение к ним.

важноВажно понимать, что не все дети одинаково быстро и успешно овладевают правильной речью. Задача родителей в данном случае – максимальная помощь своему чаду в этом нелегком деле.

Звукопроизношение

К дефектам звукопроизношения относят: отсутствие или искажение звука, замены и смешения звуков (устойчивые или неустойчивые). Обследование звукопроизношения проводится в процессе деятельности ребенка и в ходе общения с логопедом.

Долгое время считалось, что обследовать звукопроизношение, так же как и говорить о его дефектности, можно только после пяти лет — контрольного времени для формирования звуковой стороны речи. На данный момент этот постулат подвергается сомнению и большое внимание в нынешнее время уделяется ранней диагностики развития речи детей.

Читайте также:  Чем облегчить боль в ухе у ребенка при отите

В некоторых случаях патологические тенденции в развитии звукопроизношения можно уверенно диагностировать в момент становления развернутой фразовой речи. Но следует очень четко различать патологию и физиологическую дислалию, т.е. несовершенство звукопроизношения, обусловленное особенностями становления этой системы в онтогенезе (индивидуальном развитии организма ребенка). К показателям дефектности звукопроизношения можно отнести различного рода искажения, свидетельствующие о формировании заведомо неверного артикуляционного уклада: боковые звуки, велярные (губные) звуки, межзубные согласные.

Порой дефекты этого рода являются результатом завышенных требований к ребенку со стороны родителей. Скажем, родители любыми способами пытаются добиться от трехлетнего малыша правильного произнесения звука «р». Поскольку артикуляционный аппарат малыша в этом возрасте еще не готов к устойчивой артикуляции сложного звука, а ребенку хочется угодить родителям, то в результате он производит гортанный звук, который обрадованные родители успешно закрепляют в речи малыша.

В большинстве случаев причиной нарушения формирования навыков звукопроизношения является несовершенство строения и двигательных функций артикуляционного аппарата.

Как ребенка научить разговаривать в года?

Не всегда маленький дошкольник согласится ежедневно заниматься для улучшения своего развития со специалистом. Но зато с любимым взрослым поиграть он захочет с удовольствием. Это время можно провести не только в радость, но и с пользой.

Подобрав несколько упражнений, можно составить минимальный план на день. Важно иметь несколько заготовок, так как смена настроения крохи может требовать быстрой реакции для смены материала. Сидячие задания лучше чередовать с активными.

Любимыми и универсальными будут упражнения для язычка, ведь гримасничать любят все, а особенно весело делать их возле зеркала.

Как ребенка научить разговаривать в года?

Установление эмоционального контакта

Чтобы установить эмоциональный контакт следуйте основным правилам. Обязательно старайтесь:

  • проводить занятия в веселой игровой форме;
  • проявлять эмоции: улыбки, смена интонаций в зависимости от сюжета;
  • обсуждать бытовые дела, рассказывайте о тех предметах, которые вокруг;
  • помогать найти синонимы к слову, дополнительные описания, чтобы расширить знания;
  • рассказывать стихи, считалочки, песенки. Когда кроха выучит их, давайте ему заканчивать строчки самому.
Читайте также:  Как воспитать послушного ребёнка и нужно ли это ему?

Правила проведения занятий

Проводить занятия можно не только в помещении, но и во время прогулок. Они актуальны для любой возрастной категории:

Как ребенка научить разговаривать в года?
  • создайте контакт глаз, располагаясь на одном уровне с ребенком;
  • важна система, поэтому каждый день нужно уделять 15 минут на занятие;
  • у детей дошкольного возраста ведущий тип деятельности – игра. На нее нужно ставить акцент;
  • в одно занятие не нужно включать сразу все. Ежедневно необходима артикуляционная гимнастика и массаж лица, а вот стишки и скороговорки лучше делать в разные дни, чтоб не перезагружать;
  • в возрасте до 1,5 лет проговаривать стишки нужно активно артикулируя, а вот постарше уже воспринимают обычный разговор;
  • употребляйте разные глаголы, описания и признаки предметов;
  • прочитав сказку, обсудите героев, опишите их;
  • на улице задавайте вопросы малышу о том, что где находится.

Смотрите также: Истерика у ребенка в 2 года — что делать и возможные причины