Обучение чтению детей 4 5 лет — этапы освоения навыка

То, что чтение полезно — знает каждый. Книги прививают грамотность, пополняют словарный запас. Читая, человек развивается духовно, учится грамотно мыслить и растет, как личность. Именно этого все родители желают своим детям. Но не все дети разделяют родительский энтузиазм. Для них книга — это наказание и неинтересное времяпровождение. Подрастающее поколение можно понять, ведь сегодня вместо чтения можно слушать аудиокниги и смотреть фильмы в 3D формате.

Алфавит в стихах

Чтобы познакомить ребенка с буквами русского языка, можно воспользоваться красочным алфавитом в стихах.

Распечатанные карточки алфавита в стих, получаются достаточно яркими, сочными и привлекательными.

Перейти

Смотреть подробно

Азбука в стихах .

Наиболее популярный и эффективный метод, чтобы помочь ребенку запомнить буквы русского языка, это воспользоваться Азбукой. Чтобы у детей была заинтересованность в чтении азбуки, книга должна быть красочной, живописной и понятной ребенку. Буквы должны быть большими и привлекать внимание малыша, стишок должен быть коротким, а картинка должна подсказывать ответ ребенку.

Перейти

Смотреть продолжение

С чего начать?

Для начала запомните несколько простых правил, без них вы не добьётесь успеха.

1. Обучение должно быть без принуждения и вызывать интерес у ребёнка к чтению. Проводить только в игровой форме.

2. Наберитесь терпения, если ваш ребёнок даже вундеркинд (по вашему мнению), грамота не будет усваиваться так быстро, как вам хотелось бы.

С чего начать?

3. Не отпускайте в адрес ученика нелестные эпитеты (ты бестолочь, я уже 3 раз показываю), а в особенности не повышайте голос. Поставьте себя на его место, представьте, что вам нужно выучить, например: китайский язык за неделю. Ну и как, потянете?

4. «Повторение – мать учения». В головке малыша всё должно успевать раскладываться по полочкам, для этого надо время.

5. Обращайте внимание на малейшие успехи в чтении, хвалитесь ими перед родными, особенно на начальном этапе. Это поднимет престиж чтения (Папа, а наш Владик уже 5 букв выучил. Хочешь послушать?)

6. Никогда не сравнивайте своего ребёнка с другими в учёбе. (Соседка Мила уже слова читает. А ты буквы путаешь). Это очень болезненно для детей. Они теряют веру в себя. (Я у вас глупый.)

7. Не забегайте вперед. Учим последовательно. От лёгкого к сложному. Но не делайте длительных перерывов, а то придётся начинать всё сначала, изученное быстро забывается. Лучше понемногу, но ежедневно.

8. Не используйте школьную программу и учебники, потом вашему ребёнку будет неинтересно в школе. Купите «Азбуку в картинках» или отыщите «Букварь» из советских времён. Он самый лёгкий для обучения.

С чего начать?

9. Не учите ребёнка письму, предоставьте это школе. Для развития моторики пальцев учите аккуратно раскрашивать, не выходя за линии, да и просто рисовать, лепить, выполнять аппликации, выкладывать из мозаики.

10. Купите книги В. Волиной из серии «Учимся, играя.» Это ваше методическое пособие. Можете начинать обучение.

Я использую три разных приёма для обучения чтению: звуко-буквенный анализ, слоговое чтение, чтение готовыми словами. Первый используется в школе. Учащиеся подробно изучают звук: гласный, согласный; твёрдый, мягкий; звонкий, глухой; йотированный. Для домашнего обучения очень сложно, поэтому я всегда предупреждаю родителей, не учите ребёнка читать побуквенно, потому что потом его трудно переучить читать слогами. Слоговое чтение подразумевает повтор готового слога за родителями, чтение готовыми словами аналогично. Особенно оно ценно для детей с отклонениями в развитии, например, у меня сын глухонемой, и именно так я научила его читать и говорить.

Оксана, двое детей: «Раньше пяти лет нет смысла учить ребенка читать»

— Старшего сына я начала учить чтению в пять лет. В этом возрасте это необходимо, потому что в школе уже многие умеют читать. А с теми детьми, которые не умеют, учителя особенно не «церемонятся».

Читайте также:  16 удивительных фактов об Энрике Иглесиасе

Начинать занятия раньше я не вижу смысла, только если у ребенка есть прям очень сильный интерес. В противном случае — это просто бессмысленное занятие, как мне кажется.

Мой сын проявил интерес как раз около пяти лет. Мы с ним изучили букварь Жуковой и довольно быстро перешли к обычным книгам. С младшей дочерью я тоже спешить не буду.

С чего начинается обучение чтению? подготовительный этап

С чего начинается обучение чтению? Многие  думают, что с изучения букв. И ошибаются.  Изучение букв —  это далеко не первый этап в обучении чтению.

Для успешного обучения чтению совершенно недостаточно желания родителей. Для того, чтобы ребенок научился читать и понимать текст, у него должны быть сформированы определенные умения и функции головного мозга, которые и станут основой чтения. Поэтому  обучение чтению надо начинать с подготовительного,  добуквенного,  периода.

  • В это время необходимо сосредоточиться на развитии следующих функций:
  • фонематического слуха  (различение звуков речи на слух),
  • зрительного анализа и синтеза (умение определять различие и сходство  предметов и знаков),
  • развитии  артикуляции (правильное и четкое произношение),
  • развитии  речи ребенка (умение говорить  предложениями, согласовывать слова между собой,  выражать свою мысль предложением, а не одним словом).

Нельзя перескакивать через подготовительный этап,  если вы хотите избежать проблем при обучении чтению.  К тому же, очень важно учесть возраст ребенка. Ведь у каждого возраста свои особенности, свои цели и задачи.

Если ребенку 2-3 года. В это время ребенок знакомится с окружающим миром, учится работать с предметами, различать их по цвету и форме, учится говорить и использовать речь для общения с другими людьми. У малыша предметно-действенное мышление. Ему надо все потрогать, постучать, посмотреть. Он учится называть предметы и их свойства, заучивает первые стихи и потешки, расширяет свой активный словарь. Активно развивается артикуляционный аппарат.  Ребенку нужны конкретные предметы, которые можно потрогать, попробовать, услышать. А буквы – совершенно непонятные для этого возраста  значки. Поэтому, лучше оставить буквы пока в покое и развивать речь ребенка, его слух и артикуляцию, а также мелкую моторику рук.

Если ребенку 4-5 лет. В это время у ребенка уже начинает формироваться умение анализировать  свойства предметов, многие дети уже могут слышать и выделять в слове  отдельные звуки.

  Можно постепенно знакомить ребенка с буквами, проводить специальные упражнения на развитие фонематического слуха ( подбирать слова на заданную букву, определять первый звук в слове, а позже и последний звук в слове).

Совершенно нет необходимости знакомить ребенка с гласными и согласными звуками, делать звуковой анализ слов – все это ребенок научится делать в школе. Ваша цель – научить читать. А читать можно совершенно спокойно, и без знания  о разделении звуков на согласные и гласные.

В этот период  надо учить ребенка слушать речь взрослого, повторять правильно за ним, отвечать на вопросы, рассказывать по картинке и пересказывать сказки – развивать устную речь ребенка.

Если ребенку 6-7 лет. Это наиболее благоприятный  период для обучения чтению традиционным звуковым способом.

В этом возрасте уже ребенок может различить гласный и согласный звук, сделать анализ этого звука и составить звуковую схему слова.

  Но даже в это время мы должны опираться на интерес ребенка и постараться сделать так, чтобы в процессе занятия ребенок не терял интереса.

Хочу  напомнить, что не все то — золото, что блестит. Далеко не всегда раннее обучение чтению  приносит пользу. Здесь надо ориентироваться не на желания родителей, не на умения соседских детей, а на возможности самого ребенка.

 Не забывайте, что ведущей деятельностью абсолютно всех детей является ИГРА, поэтому все обучение и развитие  ребенка надо проводить в игре.

Читайте также:  Как пережить переходный возраст своих дочерей

Только учитывая возрастные особенности ребенка и правила обучения чтению можно научить ребенка читать  без проблем.

Более подробное описание  этапов  подготовительного периода обучения чтению  читайте в следующих статьях.

А пока предлагаю посмотреть мультик «Откуда берутся дети» . Классный мультик. Сразу понятно, почему наши дети такие непослушные.

Выбор учебника

Научить ребенка читать по слогам в домашних условиях не так уж и страшно. Главное – грамотный подбор обучающихся материалов и книг.

Предварительное обучение или повтор пройденного

Во-первых, ребенок должен запоминать сам символ, а не картинку. Буква А – вначале арбуз, потом – аист, в конце – сама буква. Можно чередовать азбуку, букварь, кубики, карточки и магниты.

Выбор учебника

Во-вторых, малыш познает обучение через окружающий мир и движение. Следует нарисовать отдельные буквы в альбоме и раскрасить их, слепить из пластилина, начертить на асфальте и т.д.

В-третьих, не нужно устраивать казарму и учить или повторять буквы строго по алфавиту. Вначале можно освоить гласные (тем более, их всего несколько: А, Е, Ё, И, О, У, Ы, Э, Ю, Я. Из них можно взять более простые: А, О, У, Э, Ы) и только после этого переходить к согласным (лучше начинать со звонких сонорных: Л, М, Н, Р, Й).

Всегда следует помнить о самом главном – при обучении нужно заострять внимание малыша на обозначаемом звуке, а не букве. То есть не ЭН, а Н. В противном случае ребенок при соединении букв будет испытывать трудности.

Не нужно осваивать все буквы алфавита. Ведь можно учиться складывать те буквы, которые малыш уже знает, и постепенно переходить к изучению новых.

Второй этап

Выбор учебника

Самое трудное в обучении – это научить ребенка понимать, что буквы нужно произносить слитно.

Если взрослые достаточно быстро смогут донести до сознания малыша главное правило чтения, то можно расслабиться.

На этой ступени важно научиться соединять и правильно произносить сочетания двух букв. Это могут быть соединения звонких и гласных (МА, РЫ, НЕ, ЛИ), шипящих и гласных (ШУ, ЧА), гласных и глухих (ХА, ФУ, ЩА).

Можно начать с открытых слогов (сочетания букв заканчиваются на гласную), затем перейти к закрытым (слог начинается с гласного и заканчивается на согласный звук).

В процессе чтения двух букв нужно похвалить ребенка за то, что он самостоятельно читает такие слова, как УХ, ХА, ТЫ, ОН, УЖ, УС и другие.

Выбор учебника

На этом этапе не нужно объяснять ребенку теорию (слог – это один или несколько звуков, произносимых при помощи одного выдыхательного толчка воздуха; слово – смысловая единица и т.д.). Все равно ребенок в силу своего возраста не поймет заумные выражения. Все занятия желательно проводить в спокойной и доброжелательной обстановке.

Нужно оставить в сторону такие требования, что ребенок именно сегодня должен научиться читать такие-то слоги. Если у малыша нет настроения, то не следует на него давить. Можно повторить пройденный материал или в игровой форме придумать новые лучший выбор – чтение книжек с большими иллюстрациями.

При чтении слогов важно соблюдать паузу между слогами, ритм и интонацию.

Малыши быстро растут и приходит время учиться ходить в туалет самостоятельно. С какого возраста приучать ребенка к горшку – что об этом говорят родители и специалисты?

Какие музыкальные игрушки для детей до года помогут в развитии малыша, расскажем тут.

Гимнастика для ребенка очень важна. Развивающая гимнастика для детей формирует физическое развитие и дисциплинированность. О пользе физического развития подробно вы узнаете в этой статье.

Заключительная стадия

Выбор учебника

Когда ребенок без трудностей соединяет две буквы и правильно их произносит, можно постепенно усложнять обучение и переходить к чтению таких простых слов, как КОТ, СОН, ВОТ, УСЫ и т.д.

  1. Для этого подойдут карточки или кубики (пусть обучающийся сам соберет слово).
  2. Нужно произнести слово правильно, но составить его с ошибкой (малышу следует самостоятельно или с помощью подсказки обучаемого найти «оплошность» взрослого).
  3. Следует взять любой текст в букваре и найти отдельные слова, которые малыш уже знает.
Читайте также:  Виды кист в головном мозге у ребенка, симптомы и лечение

Обязательно нужно хвалить ученика, вместе с ним хлопать в ладоши и не стесняться выражать положительные эмоции. Если ребенок ошибается и не готов перейти к следующему этапу обучения, то взрослому следует остановиться и повторить пройденное.

Методы приобщения детей к чтению – как научить ребенка любить книгу и заинтересовать чтением?

  • Показывайте своим примером, что чтение — это хорошо. Читайте сами, если не книги, то прессу, газету, журналы или романы. Главное, чтобы дети видели читающих родителей, и чтобы вам нравилось читать. Другими словами родители должны отдыхать с книгой в руках.
  • Есть пословица, что дом без книг — это тело без души. Пусть в вашем жилище будет много разнообразных книг, тогда рано или поздно ребенок проявит интерес хотя бы к одной.
  • Читайте ребенку книги с самого детства: сказки на ночь малышам и веселые рассказы дошкольникам.
Методы приобщения детей к чтению – как научить ребенка любить книгу и заинтересовать чтением?
  • Читайте, когда этого просит ребенок, а не когда вам удобно. Пусть это будут 5 минут чтения в удовольствие, чем полчаса «обязаловки».
  • Прививайте любовь к книгам, как к предметам — это незаменимое условие любви к чтению. Учите аккуратно обращаться с изданиями, не ломать переплет, не вырывать страницы. Ведь бережное отношение отличает любимые вещи от нелюбимых.
  • Не отказывайте ребенку в чтении, когда он сам научится читать. Переход к самостоятельному изучению книг должен быть постепенным.
  • Важно подбирать книгу по возрасту. Для малышей это будут большеформатные фолианты с красивыми, яркими иллюстрациями. Для школьников книги с крупным шрифтом. А для подростков модно оформленные издания. Содержание тоже должно соответствовать возрасту читающего.
  • Учить читать ребенка нужно не навящиво, особенно если вы познаете буквы еще до школы. Читайте вывески, заголовки газет, пишите друг другу короткие записки. Это намного лучше, чем плакаты, карточки и принуждение.
  • Говорите с детьми о прочитанном. Например, о героях и их поступках. Фантазируйте — можно придумать новое продолжение сказки или сыграть в «Красную шапочку» куклами. Это породит дополнительный интерес к книгам.
  • Играйте в чтение. Читайте по очереди, по слову, по предложению. Как вариант, можно зарисовать пятое предложение с десятой страницы и угадать, что там нарисовано. Стоит придумать множество развлечений с книгами, буквами и чтением, ведь игровое обучение дает хорошие результаты.
Методы приобщения детей к чтению – как научить ребенка любить книгу и заинтересовать чтением?
  • Поддерживайте интерес к прочитанному. Так, после «Маши и медведей» можно сходить в зоопарк, посмотреть на Михаила Потаповича. После «Золушки» купить билет на одноименный спектакль, а после «Щелкунчика» на балет.
  • Книги должны быть разнообразными и интересными. Потому что нет ничего хуже, чем чтение скучного и непонятного рассказа.
  • Не запрещайте просмотр телевизора и игру в компьютере в угоду чтению книг. Во-первых, потому что запретный плод сладок, и ребенок будет еще больше стремиться к экрану, а во-вторых — потому что из-за наложенных запретов у ребенка сложиться негативная реакция на книги.
  • Разрешайте меняться книгами со сверстниками.
  • Обустраивайте в доме удобные места для чтения. Это побуждает всех домочадцев читать больше.
  • Заводите семейные традиции, связанные с чтением. Например, воскресным вечером — общее чтение.
  • С самого детства читайте ребенку с выражением, используйте весь свой артистизм. Для малыша это целое представление, которое открывает ему книга. Пусть этот личный театр остается с ним всегда. Тогда, даже став взрослым, человек будет так же ярко воспринимать книгу, как когда-то на коленях мамы.

Возможно, сегодня гаджеты и практически полностью заменили печатную продукцию, но совсем вытеснить ее из нашей жизни им никогда не получится. Ведь чтение — это еще и тактильное удовольствие, особый ритуал с неповторимой атмосферой, порождающий игру воображения, которую не может предоставить ни один фильм, ни одно новейшее изобретение. Читайте книги, любите их, и тогда ваши дети будут с удовольствием читать сами!

Методы приобщения детей к чтению – как научить ребенка любить книгу и заинтересовать чтением?

Присоединяйтесь к нам на канале !