Как вызвать у ребенка интерес к учебе и вернуть мотивацию

Учеба занимает в жизни каждого человека главенствующую роль. Сначала мы учимся сидеть, ходить, держать ложку, читать и писать. Затем мы познаем окружающий мир и опытным путем пополняем свой багаж знаний, формируя свое собственное видение, взгляды и убеждения на предмет внешнего и внутреннего бытия личности.

Обратитесь к доктору

Прежде чем сетовать на нерадивое дитя, следует выяснить, а нет ли медицинских причин, по которым ваш ребенок не может учиться. Ведь если есть проблемы с памятью, вниманием, речью и т.д., тогда процесс усвоения знаний становится проблемой. Стоит провести качественную диагностику когнитивных функций, психологического состояния ребенка, его физической формы для того, чтобы исключить органические дисфункции. В случае их обнаружения, доктор должен назначить соответствующее лечение или профилактику и процесс обучения наладится сам собой.

Обратитесь к доктору

Почитать в тему: Как развивать память у ребенка

Современные пособия для обучения

Чтобы привить любовь к учебе, родителям необходимо знать о том, какие оригинальные устройства предлагают сегодня производители игрушек. Многие дети предпочитают изучать буквы и учиться читать с помощью интерактивной разговаривающей азбуки. Она оборудована звуковыми кнопками, на которые нужно нажимать, чтобы услышать, как буквы произносятся.

Много информации дети получают из книг. Каждый экземпляр является настоящей сокровищницей знаний, которая прошла проверку временем. Современные книги с невообразимыми иллюстрациями, звуковыми эффектами и объемными картинками привлекают внимание малышей с раннего возраста. Воспитать любовь к знаниям можно с помощью:

  • детских наборов для исследований и опытов – малыш сможет экспериментировать и изучать принцип действия самых различных приборов;
  • обучающих звуковых плакатов – чтение, письмо, изучение географии, математики и других наук проходит в интерактивной форме и сопровождается звуковыми эффектами;
  • детских компьютеров – при помощи двуязычного планшета можно учить ребенка русскому и английскому языку;
  • говорящих книжек и энциклопедий – дети могут не только просматривать яркие изображения, но и слушать увлекательные истории о них, запоминать интересные факты.

Как происходит подмена понятий

Мотивация — это стремление, идущее изнутри. Это то, чего хочу я. А то, что большинство родителей считает способом мотивировать ребенка, выражается в слове «надо». Старшие заставляют, убеждают, взывают к совести, рисуя мрачные перспективы. Но это не рождает истинной мотивации.

Читайте также:  Первый прикорм: с чего начать, рецепты, правила введения

Когда педагоги и родители говорят об интересной подаче материала и увлекательном и комфортном процессе учебы, то это тоже не про саму мотивацию, а о способах ее поддержки. Все это создает условия, чтобы мотивация не исчезла. Но она должна вообще быть и идти изнутри. Чем больше мы пытаемся мотивировать снаружи, заставляя и убеждая, тем меньше у нас шансов, что «вырастет» что-то изнутри. 

Когда взрослые пытаются ребенка замотивировать (а делается это часто посредством угроз, обвинений и навязывания тревоги), мотивацией это можно назвать с большой натяжкой. В итоге происходит сдвиг мотива на цель. Ребенок начинает учиться не для того, чтобы узнать что-то новое, а чтобы от него отвязались. Это случается в любых школах и семьях, даже в самых лучших. Когда ребенка о чем-то спрашивают, он не думает о смысле вопроса, он начинает судорожно пытаться понять, какой ответ устроит задающего этот вопрос. 

  • Ему ничего не интересно! Что делать с подростком, который зависает в соцсетях

Мотивация — это внутренний процесс. Чем больше кто-то озабочен нашей мотивацией, тем меньше вероятность того, что она появится. Но ребенок ничего не хочет не просто так. Это пассивная агрессия, способ сказать: «Отстаньте от меня, перестаньте распоряжаться мной и относиться ко мне как к инвестиционному проекту, который вам что-то должен». Дети редко решаются сообщить об этом словами. Поэтому они выражают это своим поведением. Часто дети, например, уходят в болезнь или в депрессию. У них нет никакого шанса хоть чего-то захотеть, потому что за них уже все распланировано на годы вперед. Все уже продумано: что ребенку интересно, что ему нужно, где он будет учиться. У него нет шанса вклиниться куда-то со своими желаниями. Если его желания с этим планом не совпадают, он слышит следующее: «Почему тебя ничего не интересует?» или «Ты занимаешься какой-то ерундой!».

Начнем сначала

Как часто родители, желая видеть своего малыша успешным с самого начала школьной жизни, отдают его за год до начала обучения в первом классе в различные школы раннего развития, водят к репетитору, с которым дошкольник проходит практически всю программу первого класса.

Читайте также:  Секреты грамотного воспитания детей в семье

Здесь зачастую с шестилетним малышом обращаются, как в настоящей школе:

  • он высиживает на занятиях по 3 – 4 часа;
  • дошкольнику задают уроки, он выполняет полноценное домашнее задание, хотя его возможности еще сильно ограниченны;
  • репетитор не учитывает, что в этом возрасте ведущая деятельность – игровая, и обучает малыша, применяя методы, пригодные лишь для школы.

В результате, вместо того, чтобы пойти в первый класс с удовольствием, дети боятся и ненавидят школу, еще не побывав в ней. Забег в знаниях, который удается таким путем достичь, исчезает уже к середине первого учебного года.

Начнем сначала

Тщательно подготовленный первоклассник становится далеко не первым в учебе, особенно, если у него плохо развиты следующие компоненты психологической готовности к обучению:

  • умение проявлять волевые усилия;
  • умение применять произвольное внимание;
  • умение логически рассуждать и мыслить;
  • умение анализировать свою работу.

Эти советы психолога рекомендуют не заставлять учиться, а заинтересовать детей игровыми методами, сделать так, чтобы им хотелось получать знания.

Пять примеров того, как родители заставят первоклашку возненавидеть школу

  • Контролируйте учебу, а не ребенка
  • Покажите, что учеба интересна сама по себе
  • Ставьте перед ребенком достижимые цели
  • Не завышайте ценность отметок
  • Не сосредотачивайте все внимание ребенка на учебе

Многие считают, что проблема мотивации к учебе у первоклассников не стоит. Природная любознательность, новизна обстановки, первые школьные успехи – все это само по себе должно стимулировать новичков заниматься с максимальным усердием. Именно поэтому мамы и папы оказываются в полной растерянности, столкнувшись с равнодушием и даже отвращением семилеток к учебе.

Разбираем самые популярные родительские ошибки и ищем правильную учебную мотивацию.

Окружение

Узнайте, кто из ровесников  близко общается с вашим сыном или дочкой, поскольку друзья влияют на интерес к обучению. Поинтересуйтесь, какова общая успеваемость в классном коллективе. В ситуации, когда к плохим оценкам относятся как к норме, у школьника пропадет стремление  старательно учиться. Может, стоит подумать о смене класса или школы. В силах взрослых осуществить мягкую корректировку окружения своих детей. 

Неудовлетворительная успеваемость зависит: 

  • от сложной домашней обстановки;
  • некомфортных  школьных условий в школе; 
  • низкой квалификации  педагогов. 

Эти и другие обстоятельства мешают вызвать интерес к учебе у ребенка. Интересуйтесь отношениями школьника со сверстниками и учителями, бывайте на школьных собраниях и будьте осведомленными в происходящих событиях. 

Блок Как заинтересовать ребенка? Отмазки родителей.

Возможно, Вы возразите, что у Вас нет времени для этого! Мой ответ суровый — это ложь и отмазки! На крайний случай, если сами не можете и не хотите, тогда наймите специалиста.

Может быть, Вы честно признаетесь, что Вам в лом это делать и у Вас нет свободных денег для найма специалиста!

Тогда почему у ребенка должен быть интерес к предмету, если у Вас нет интереса к ребенку?!

В некоторых случаях, Вы скажите, что пробовали заинтересовать ребенка, но ему это не интересно все-равно, а английский язык изучать надо!

Ну что здесь сказать?! Поднимите себя и начните сами изучать английский язык так, чтобы ребенок видел, как Вам сложно и дайте возможность Вашему школьнику исправлять Вас, т.е. ПОЗВОЛЬТЕ СЫНУ/ДОЧЕРИ СТАТЬ ВАШИМ УЧИТЕЛЕМ АНГЛИЙСКОЙ ЯЗЫКА. Даже, если школьник будет исправлять Вас неправильно, ничего страшного, привлекайте переводчик на смартфоне и проверяйте! Только не унижайте ребенка, не тычьте его "мордочкой в молоко". Ваша цель – стать школьником, стать таким же, как Ваш ребенок, выйти из роли «РОДИТЕЛЬ» и перейти в роль «РЕБЕНОК». В этом случае Ваша родительская надменность и всезнайство пострадает, что к лучшему и для Ваших отношений с детьми и для самого школьника. Будьте ПАРТНЕРАМИ для своих деток, а не доминаторами!

ПОСМОТРИТЕ ВИДЕО "Переговоры. Переписка!"

Прочитать интересные статьи про детей можно по ссылкам:

Причины деструктивного поведения детей? Мотивы поступков

Почему когнитивная ригидность подростков становится причиной агрессии? Как решить проблему?

Манипуляция что это? Как люди манипулируют? Анализ ситуаций.

Как ребенку ответить на агрессию? Что делать в конфликтной ситуации?

Буду признателен за Ваши комментарии и лайки! Пишите и добавляйте позитива в жизни! Спасибо за Ваше драгоценное внимание и время! С Вами был отец двоих сыновей, один из которых уже закончил гимназию, тренер по переговорам Ядро Владислав.