Как сформировать самооценку у ребенка дошкольного возраста \ Что нужно знать родителям?

Человек со здоровой самооценкой доброжелательно относится к себе и другим. Не сравнивает себя с кем бы то ни было. Не стремится любой ценой понравиться окружающим. Не делает трагедии из своих промахов и неудач, а анализирует свои ошибки и продолжает путь к цели. Не страдает от чужих успехов и достижений. Ровно и уверенно общается с людьми вне зависимости от их социального статуса и положения. Не чувствует себя виноватым, отказывая кому-либо в просьбе, в том числе близким.

Как формировать у ребенка способность к самообладанию

Под­ра­жая нахо­дя­щимся рядом людям, ребе­нок фор­ми­рует навыки. Он копи­рует слова, жесты, эмо­ции, поступки. Без вни­ма­ния не оста­ется ни реак­ция взрос­лых на раз­дра­жи­тели, ни пове­де­ние в кон­фликт­ных ситу­а­циях. Даже мла­де­нец пони­мает, когда его хва­лят, а когда ругают, чув­ствует он и роди­тель­скую тре­вогу, даже если мама и папа ста­ра­ются ее не выдавать.

Фразы, эмо­ци­о­наль­ные реак­ции откла­ды­ва­ются в созна­нии детей, а затем акти­ви­зи­ру­ются в жиз­нен­ных ситу­а­циях. У плак­си­вой мамы непре­менно будет плак­си­вая дочка, а гру­бый отец уви­дит про­яв­ле­ние гру­бо­сти у своих детей.

Если взрос­лый явля­ется эмо­ци­о­нально неста­биль­ной лич­но­стью — это непре­менно ска­жется на ребенке. Депрес­сив­ные мамы или импуль­сив­ные папы, кото­рые излишне эмо­ци­о­нально реа­ги­руют на все, повы­шая голос, раз­бра­сы­вая вещи и про­яв­ляя агрес­сию, даже не заду­мы­ва­ются, какой урон нано­сят дет­ской пси­хике. Сна­чала такое пове­де­ние роди­те­лей все­ляет тре­вогу. Ребе­нок ста­но­вится каприз­ным, плохо спит, посто­янно чего-то боится, часто пла­чет без повода — пси­хика трак­тует при­сут­ствие род­ствен­ни­ков как опас­ность. Это состо­я­ние будет посте­пенно пере­но­ситься на весь окру­жа­ю­щий мир — малыш будет вос­при­ни­мать его как агрес­сив­ный и опас­ный. В буду­щем он нач­нет вос­про­из­во­дить ско­пи­ро­ван­ное пове­де­ние близ­кого род­ствен­ника — будет каприз­ным, импуль­сив­ным, истеричным.

Со спо­кой­ными и пони­ма­ю­щими роди­те­лями ребе­нок будет адек­ватно реа­ги­ро­вать на труд­но­сти, про­яв­лять любовь и заботу, при­ни­мать реше­ния, активно дей­ство­вать — он впи­тает в себя эти каче­ства. Само­об­ла­да­нию ребенка могут научить только роди­тели, обла­да­ю­щие этим качеством.

Как поднять самооценку ребенка — Советы Дмитрия Карпачева

Известный телеведущий, психолог дает несколько рекомендаций родителям детей с пониженной самооценкой, которые помогут ее скорректировать.

  • Самооценка формируется в раннем возрасте. Начинать работу по ее формированию нужно уже в период с 2 до 3 лет. Для формирования мнения о себе важна привычка родителей своим поведением показывать, что в семье его уважают. В этом возрасте у ребенка формируется мнение о норме отношения к нему.
  • До возраста 3 лет ребенок не знает, кем он является, какой он человек. Только на основании того, что о нем говорят мама и папа, как они с ним разговаривают, он формирует отношение к самому себе. Когда родители длительный период транслируют малышу, что он молодец, в него верят и не сомневаются в его силах, то он начинает в это верить.
  • Нормы отношения к дошкольнику, заложенные с самого детства, влияют на выбор, который потом делают наши дети во взрослой жизни. Семейные отношения, работа, которые будут у вашего наследника в будущем, однозначно зависят от того, какое представление о норме у них сформируют родители.
  • Используйте позитивные посылы. Чаще произносите: «Ты молодец!», «Какой ты у меня находчивый!», «Не переживай, в следующий раз все обязательно получится. Я в этом абсолютно точно уверена!». Избегайте проявления неуважения к дошкольнику, безразличного отношения к его личности.

Неуверенность в собственных силах, как и завышенное самомнение не принесут малышу пользы в будущем

Поэтому важной задачей родителей является развитие у детей и подростков адекватного отношения к самому себе

Особенности адекватной самооценки

Адекватная самооценка у детей складывается при наличии правильного самопознания. Главные характеристики нормального развития личности — умение признавать ошибки, реальная оценка собственных поступков. Малыши, обладающие адекватным самопознанием, анализируют деятельность, объясняют причину неудачи. Стремятся выполнять совместную работу, поддерживают друзей, проявляют дружелюбное отношение, легко контактируют с ребятами. Характерные черты детей, имеющих адекватное самоуважение:

  • ответственность;
  • способность высоко оценивать окружающих;
  • уверенность;
  • принципиальность;
  • отстаивание собственных интересов.

Особенности поведения при адекватной самооценке:

  • Дошкольники могут просить помощи взрослых в моменты затруднения, при этом сохраняя уверенность.
  • Дети способны адекватно оценивать собственное поведение, умеют принимать себя такими, какие они есть.
  • Допустив ошибку, склонны выбирать менее сложное задание. Получив положительный результат, стремятся достичь еще большего успеха.

Адекватная самооценка детей старшего дошкольного возраста появляется благодаря правильно выбранной модели воспитания. Правильно воспитывающие родители задумываются над поведением, когда рядом находится маленький член семьи. Благодарят его за проделанную работу, концентрируются на позитиве. Позволяют проявлять инициативу, поддерживают во время неудачи. Не ставят перед ним невыполнимых целей, вместо критики спокойно объясняют: некоторые вещи делать недопустимо. Чувствуя такое отношение, малыш обретает уверенность, начинает проявлять заинтересованность, успешно выполняет задания.

Как правильно хвалить и наказывать, чтобы сформировать адекватную самооценку

Как повысить самооценку ребенку? Таким вопросом озадачиваются любящие родители. Специалисты рекомендуют сделать похвалу и наказание важными элементами воспитательного процесса. Не надо бояться наказаний, так как при правильном подходе — это метод управления, способный подчинить, изменить мысли, поведение, образ жизни ребенка. Однако когда наказание становится способом самоутверждения родителя, результат воспитания оказывается нулевым. Использование таких неэффективных мер, как крик, агрессия, физическая сила, никак не помогут формированию адекватной самооценки. Это искажает представление крохи о нормальных взаимоотношениях между людьми. Что можно сделать, чтобы помочь ребенку поднять самооценку:

  1. Провести воспитательную беседу. Если карапуз сильно нашалил, лучше поговорить, создав спокойную обстановку. Такой подход заставит его понимать, анализировать поступки.
  2. Предложить исправить ситуацию самостоятельно. Если дошкольник сломал, испортил какую-то вещь, нужно дать ему возможность возместить ущерб. Исправление собственных ошибок – очень полезное средство для размышлений, принятия правильного решения.
  3. Позитивный настрой. Кроме исправления ситуации, взрослый должен побудить малыша совершать поступки с пользой. Например, убирая разбросанные вещи, можно улучшить вид комнаты, выполнить небольшую перестановку.
  4. Вместо постоянного крика, необходимо сформулировать четкие требования и следить за их выполнением.
  5. Если все же нужно наказать ребенка, нужно предупредить о наказании.
  6. Существуют более действенные способы убеждения дошкольника: вовлечение в интересные ситуации, внушение, игра, беседа. Применение подобных способов избавляет от необходимости наказывать.
  7. Использование похвалы является более эффективным методом воспитания. Многие семьи ошибочно считают: поощрения способны избаловать кроху. Чем чаще дошкольник слышит одобрение, тем реже его приходится наказывать. Хвалить нужно больше, применять наказание — меньше.
Читайте также:  Эмоционально-психологическое состояние ребенка

Важно! Психологи рекомендуют придерживаться схемы: один раз наказал — пять раз похвалил. Дети старшего дошкольного возраста легче воспринимают, усваивают позитивную информацию. Взрослея, начинают самостоятельно анализировать поведение, задумываться над правильностью поступков, избегать ситуаций, вызывающих недовольство родителей.

Способы правильного поощрения дошкольника:

  • хвалить нужно за стремление, попытку достижения определенного результата;
  • родители должны оценивать только поступки;
  • использовать небольшие вознаграждения для похвалы;
  • давать особо важные поручения, подчеркивая значимость, самостоятельность чада;

Важно! Для того чтобы сохранить адекватную самооценку дошкольника, родители могут хвалить его при посторонних, но наказывать разрешается только наедине!

Виды самооценки ребенка: заниженная, высокая и неадекватная ( от чего зависит)

Самооценка ребенка зависит от множества факторов, начинает формироваться еще в раннем детстве. Зачастую взрослые, делая замечания своему малышу, не осознают, что только в школьном возрасте дети могут сами оценивать свои поступки и способности, успехи и поражения, а пока на их самооценку влияет как раз критика родителей. В раннем возрасте о том, любят ли его, принимают ли таким, какой он есть, ребенок узнает от своих родных. Существуют различные виды самооценки, рассмотрим самые распространенные из них.

По поведению ребенка можно судить о том, как он себя оценивает. Дети с адекватной самооценкой зачастую более общительны, активны и находчивы. Чрезмерная ранимость и обидчивость, трудности в установлении контакта свидетельствуют о том, что заниженная самооценка у ребенка постепенно усугубляется и развивается. Ребенок, который во всем стремится превзойти других, имеет завышенную самооценку.

Адекватная самооценка, или высокая. Но не завышенная. Такие дети активны, любознательны, общительны, открыты и непосредственны. Они умеют считаться с замечаниями взрослых и даже сверстников, могут осознавать их справедливость, признавать нарушение ими правил или допущение ошибок в работе. Такой малыш хорошо развивается эмоционально, интеллектуально и социально, не доставляет родителям неприятностей.

Самое негативное для психики ребенка, а как следствие, и для его самооценки – это сравнение с другими детьми. Поэтому никогда не сравнивайте своего малыша с другими, можете сравнить его с самим собой, т. е. его прошлые или будущие достижения с сегодняшними.

Завышенная самооценка у ребенка тоже негативна: такой малыш также имеет высокую познавательную и физическую активность. Он может с энтузиазмом начать новое дело, даже достаточно сложное, но его энергичность не дает довести это дело до конца. Не осознает собственных неудач, поэтому достаточно капризен и обидчив, а еще и конфликтен. В коллективе пытается обратить на себя внимание всеми возможными способностями, зачастую занимает позицию лидера. Если у него что-то не получается или его критикуют, проявляет бурную реакцию – кричит, плачет, топает ногами.

Заниженная, или негативная неадекватная самооценка у ребенка – довольно нежелательное и неблагоприятное явление для полноценного развития личности. Такие дети нерешительны, обидчивы, неуверенные в себе, необщительны. Также у них проявляются тревожность и страхи. Они плохо адаптируются к новым условиям и трудно сходятся с людьми, даже если сильно этого хотят. Если им предстоит выполнить какое-либо дело, то они сразу настроены на неудачу, поэтому, боясь не справиться, часто отказываются от новых видов деятельности.

Родителям стоит помнить, что на самооценку ребенка, прежде всего, влияет климат в семье. Все зависит от родителей.

Нормой может считаться завышенная самооценка для ребенка-дошкольника, малыши чаще всего имеют именно такое представление о себе и своих возможностях. Такое понимание себя имеет определение «детский эгоцентризм», когда малыш считает себя центром семьи. Ведь именно в детстве ему просто необходимо получить как можно больше любви, заботы и внимания взрослых. Если ребенок в достаточном количестве получает вышеперечисленные ощущения, то он растет и развивается полноценной личностью, чувствует себя важным, нужным и защищенным. Лишь в том случае, когда малыш имеет положительное представление о себе, он может чувствовать себя счастливым и легко преодолевать трудности.

Когда у ребенка уже сформировалось ощущение себя как «хорошего», у него появляется желание соответствовать требованиям взрослых. Чтобы поддержать подобное стремление, родители должны не попрекать малыша тем, что у него что-то не получилось, а наоборот выражать уверенность, что у него все получится, пусть не сразу, а постепенно, но он научится тому, что еще не умеет. А также поддерживать эмоциональное состояние ребенка, говоря, что он действительно, умный, честный, порядочный, хороший.

вещей, которые должен узнать мой ребенок до лет

Текст: Нина Набокова

  • Нравится0
  • Нравится0
  • Твитнуть0
  • Класс!0
  • Mail0

на эту тему

новое на сайте

  • 5 симптомов обсессивно-компульсивного расстройства
  • Вербальное насилие: как ранят слова
  • «Не могу выбрать между гуманитарными и точными науками»
  • «Семейный брак»: а поговорить?
  • Когда нельзя идти на компромисс
  • Как пережить одиночество
  • Ваш ребенок — интроверт: семь признаков
  • 10 привычек, которые портят отношения

Авторизуйтесь чтобы можно было оставлять читают

  • 5 фраз, которые стоит регулярно говорить партнеру
  • Язык тела: что означает поза, в которой вы спите
  • «Я боюсь свою мать»
  • Любовь — это все, что нам нужно?
  • Как узнать, что люди думают о вас на самом деле: 7 уловок
  • «Я рада, что не нашла свою любовь до 40»

Psychologies приглашаетСмотреть

В каком мире мы будем жить через 5 лет?

ВИДЕО новый номер ИЮЛЬ 2019 №41 Подробнее psychologies в досье

  • Что такое счастьеЧто мы можем сделать для того, чтобы стать счастливее? Больше зарабатывать, путешествовать, создать образцовую семью? Счастье похоже на причудливую картину, которая для каждого выглядит по-разному. Досье поможет прислушаться к себе, разобраться в том, чего мы хотим на самом деле, и показать миру свой внутренний свет. Все статьи этого досье

Все досье