Как научить ребенка выговаривать «р» дома, без помощи логопеда

К 6 годам ребенок должен уметь произносить все звуки. Самое сложное — артикуляция звука “р”, поэтому он самый последний в ряду букв, которые могут проговорить дети. Чтобы его произнести, нужна готовность речевого аппарата:

Подробный обзор

Почему ребенок не выговаривает «Р»

Основные причины неправильного произношения:

  • Неправильное строение языка. Это касается, в первую очередь, подъязычной уздечки. Если она слишком коротка, то язык не может достать до нëба, и звук «Р» выходит картавым.
  • Недостаточно развита подвижность языка. Это случается, если у ребенка недостаточно разговорной практики. То есть, он попросту мало разговаривает, и амплитуда языка развивается слишком медленно.
  • Недоскональность фонематического слуха. Часто ребенок, слыша взрослую речь, пытается сразу же воспроизвести услышанное. В итоге он путает труднопроизносимые звуки «Ж» и «С»,«Д» и «Т», «Ю» и «У». А звук «Р» вообще часто упускает или заменяет его более легким – «Л» или «Й».
  • Нарушения дыхательной деятельности. Некоторые заболевания носоглотки или сердца (увеличенные аденоиды, насморк, сердечно-сосудистая недостаточность) могут повлиять на нормальное дыхание. Страдает из-за этого и речевая деятельность.
  • Гипер-или гипотонус артикуляционного аппарата (губ, щек, языка). Довольно трудно поставить правильное произношение детям, у которых недостаточно развиты или перенапряжены речевые мышцы.
  • Проблемы с поведением. Освоение такого непростого звука требует от малыша немалых усилий. Труднее всего поставить звук «Р» детям с синдромом дефицита внимания и гиперактивности, а также тем, у которых есть гипотонус мышц всего тела.

Причины нарушений речи у детей

Если вы уверены в своих силах и настроены заниматься с ребенком дома, хотя бы одно посещение логопеда все же не повредит. Специалист определит причины неправильного произношения и поможет выстроить индивидуальную схему занятий. Ниже — основные причины дефектов речи.

  • Социальные.
    • Педагогическая запущенность. Если ребенок растет в неблагополучной семье или ему уделяется недостаточно внимания из-за вынужденной занятости родителей, нередко наблюдаются проблемы с речевым развитием — дети позже начинают говорить, дефекты дикции ярко выражены и т. д.
    • Двуязычие. Если в семье говорят на двух и более языках, ребенку бывает сложно разобраться в произношении, и он путается в звуках. Научить ребенка букве «Р» в такой ситуации довольно сложно. o Дефекты речи у окружающих. Если один из родителей, бабушка или няня неправильно произносит те или иные звуки, с большой долей вероятности такой же дефект будет и у малыша. Ведь он все повторяет за взрослыми.
    • «Сюсюканье» родителей. Многие полагают, что если искажать слова, подражая ребенку, то он будет лучше их понимать. Либо они это делают, потому что считают забавным. В итоге ребенок редко слышит верный вариант, отчего замедляется развитие речи.
  • Особенности строения артикуляционного аппарата. Это может быть укорочение уздечки языка, слишком большой язык или губы, неровно растущие зубы (часто так бывает из-за злоупотребления соской в раннем возрасте), нетипичное расположение нижней челюсти (выдается вперед или «задвинута» назад), незаращение (расщепление) нёба.
  • Недостаточная подвижность органов артикуляционного аппарата в результате перенесенных заболеваний. Вялость, слабость и малоподвижность языка, губ, мышц нижней челюсти и гортани.
  • Недостаточность фонематического восприятия. Ребенок неправильно слышит звуки и, соответственно, неправильно их произносит. Обычно это проявляется тем, что он путает звонкие и глухие, мягкие и твердые согласные.
  • Снижение слуха.
  • Нарушение дыхания. Если у ребенка, например, хронический гайморит, аденоиды, сердечно-сосудистое заболевание, то воздух идет через дыхательные пути не типично, что нередко влияет на дикцию.

Прежде чем начинать логопедические упражнения, необходимо выяснить причины дефектов речи и по возможности их устранить, иначе занятия могут быть неэффективными. Обратите внимание, что иностранный акцент, региональное «оканье» или «геканье» не являются дефектами речи.

В каком возрасте следует начинать учиться?

Не стоит торопиться: нормально развитый ребёнок может учиться выговаривать букву «р» до пяти лет. Если к этому возрасту у него ничего не получилось, то с шестилетнего возраста его следует вести к логопеду.

Пытаясь научить ребёнка выговаривать этот звук самостоятельно, нельзя ругать его, наказывать, бить по губам и так далее. Даже если у него не получается, нужно его утешать и ободрять. С первого раза, даже с десятого, редко кто из детей способен одолеть этот сложный звук.

С какими трудностями сталкивается ребёнок при произнесении буквы «Р»?

  1. Часто он произносит букву «л» вместо «р». Эта буква в особом изучении не нуждается. В очень раннем возрасте (2 – 3 года) это характерно практически для всех детей и поэтому считается нормальным.
  2. Малыш уже умеет выговаривать букву «р», но произносит её не во всех словах, где есть эта буква. Это значит, что ребёнку всё ещё требуются усилия для произнесения нужного звука.
  3. В словах с этой буквой ребёнок ставит ударение не на тех слогах.
  4. Буква «р» у него получается гортанной. Такой звук произнести куда проще, чем необходимый. Во французской семье этого было бы достаточно, но вот в русской — вряд ли, так что приходится продолжать тренировку.
Читайте также:  Диета кормящей мамы: примерное меню на каждый день

Упражнения, позволяющие развить речевой аппарат

С четырех-пяти лет, если Вы пока не решили, стоит ли показать ребенка логопеду, можно попробовать выполнять следующие упражнения, позволяющие развить речевой аппарат:

Упражнение № 1

Пусть ребенок широко откроет рот, а кончик языка высунет и расположит на бугорках передних зубов, зафиксировав его на 15-20 секунд. Повторять такое упражнение надо 2-3 раза, что поможет развитию растяжки подъязычной связки и расслабит мышцы языка в приподнятом положении.

Упражнение № 2

Ребенок должен широко открыть рот и сильно ударить языком по бугоркам передних зубов, произнося звук «д». Упражнение стоит выполнять не менее 15-20 секунд, что позволит разработать кончик языка.

Упражнение № 3

Ребенок растягивает губы в улыбку и начинает покусывать кончик языка. Упражнение повторяется 8-10 раз, что позволит возбудить мышцы кончика языка.

Упражнение № 4

Попросите ребенка «поцокать» языком (как будто скачет лошадка). Лучше, если это упражнение повторить 15-20 раз, что позволит научиться растягивать подъязычную связку.

Помимо этих основных упражнений стоит попросить ребенка пересчитать языком все зубки, а также немного побаловаться, быстро засовывая и высовывая язык.

Если до шести лет проблема с произношением звука «р» не разрешилась, то стоит обратиться к логопеду, который сможет оказать профессиональную помощь. При этом не стоит полностью всю ответственность перекладывать на специалиста, не забывайте продолжать выполнять упражнения с ребенком самостоятельно дома. Результаты не заставят себя ждать, и Вы вскоре забудете эту проблему. Удачи и терпения Вам и Вашему ребенку!

Видео. Постановка звука Р

Учим ребенка говорить букву “р”

В занятиях важно использовать комплексный подход:

  • регулярно заниматься с логопедом;
  • делать упражнения для постановки звука “р” у детей в домашних условиях;
  • использовать речевой материал для автоматизации звука “р” в повседневных делах: вместе с ребёнком учить скороговорки на букву р, рассматривать картинки, чтобы был звук и буква “р”.

Заниматься можно и с логопедом, и дома самостоятельно. Если выбран второй вариант, первичная консультация со специалистом обязательна.

Постановка звука “р”

Чтобы ребёнку понять, как научиться говорить букву “р”, сначала нужно освоить, как её выговорить изолированно. На этом этапе происходит знакомство со звуком: узнать, как выглядит буква “р”: раскраска, стихотворения с её изображением.

  • Для постановки звука нужно уловить, как он произносится, на что похоже его звучание. Малыш открывает рот, прижимает язык к нёбу, как в разминочных упражнениях, и быстро выговаривает «д-д-д». Во время этого попросите его произнести этот звук на сильном выдохе. Это ещё не будет «р», но он запомнит, какой должна быть вибрация.
  • Для следующего упражнения нужен логопедический шпатель. Для начала попросите малыша выговаривать «жжж» с широко открытым ртом. После того, как ребёнок поймёт, как это делать, введите шпатель под язык и помогайте ребёнку раскачивать его влево-вправо. Произношение «жжж» и колебания шпателем помогут понять, какой должна быть вибрация.
  • Пускай ребёнок произносит слог «зза», отодвигая язык, как можно глубже к горлу. Одновременно введите шпатель также, как в предыдущем упражнении, и помогайте двигать язык из стороны в сторону. Должен получится чёткий звук р.

Как только малыш освоил проговаривание без шпателя, переходите упражнениям на на автоматизацию звука р.

Постановка звука предполагает ежедневные занятия. Их можно совмещать с играми, делать в непринуждённой обстановке. Главное — знать алгоритм работы и собирать материал для автоматизации звука по каждому этапу отдельно.

Автоматизация звука “р”

  • После того, как малышу удалось научиться произносить букву, учат использовать её в слогах. Сначала автоматизация твёрдого и мягкого звука р в слогах и лишь потом переход к следующему пункту.
  • Автоматизация звука в словах. Начинать нужно с коротких и переходить к длинным, чтобы ребёнок мог разговаривать, используя такие слова в предложениях.
  • Автоматизация звука р в длинных предложениях.

Лишь на этом этапе используют скороговорки на “р”, учат логопедические стихи.  Также используйте загадки про букву р, чтобы он её проговаривал в качестве ответа.

Учимся говорить Р: речевая гимнастика

Многие родители задаются вопросом, как быстро научить ребенка говорить букву Р. В домашних условиях речевой аппарат разрабатывать можно, используя простые упражнения. На начальном этапе работы применяется речевая гимнастика. Именно она в совокупности с поэтапной постановкой звуков сделает речь малыша более четкой.

Речевая гимнастика делится на три группы, каждая из которых важна для формирования правильного звукопроизношения. Приведем несколько примеров каждого вида гимнастики, которые можно использовать при трудностях в произношении буквы Р.

Упражнения для дыхания

День рождения. Попробуй представить, что перед тобой именинный торт со свечами. Покажи родителям, как ты будешь задувать свечи. Набери воздуха, чтобы задуть все разом. А затем попробуй задуть по одной из них.

Полет снежинки. Положи на ладонь кусочек пушистой ваты и представь, что это снежинка. Попробуй сдуть её с руки. Получается? Попробуй сдуть одновременно два кусочка. Вдох должен быть через нос, а выдох плавный, длительный через рот.

Читайте также:  Какие глаза будут у ребенка; таблица вероятностей

Упражнения для губ

Заборчик. Сомни крепко зубы. А теперь раскрой губы (не рот!) и покажи свой белый заборчик. Спрячь его обратно. Повтори упражнение 5-7 раз.

Хоботок. Попробуй показать, какой хоботок у слоника. Для этого максимально вытяни вперед губы. Вот какой хоботок!

Лягушка. Растяни губы в улыбке, покажи, какой широкий рот у лягушки.

Упражнения для языка

Иголка. Острую иголочку можно показать языком. Открой рот и вытяни узкий язычок вперед.

Лошадка. Попробуй показать, как цокает лошадка. Открой рот, подними и прижми язык к нёбу, щелкни им.

Варенье. Представь, что у тебя на губах сладкое варенье. Открой рот, попробуй язычком облизать верхнюю и нижнюю губу.

Качели. Открой рот, сделай острый язычок. Потянись язычком сначала высоко к носу, потом опусти его низко, к подбородку. Повторяй упражнение в той же последовательности: вверх/вниз, пока язычок не устанет.

Артикуляционная гимнастика

Способствует правильному развитию мышц лица.

Упражнения постановки от звука Д

Барабан

Твердо и четко произносят «д», постепенно ускоряя темп. Во время непрерывного произношения добавляют голос. Получается «р».

Чередование

Произносят поочередно «д» и «т». После того, как язык привыкнет к движениям, получится«р».

Упражнения постановки от звука Ж

Произносят «ж», постепенно заводя кончик языка глубже в полость рта. После нескольких повторений получается слабовибрирующий «р».

Во время следующих упражнений стараются добиться большей четкости произношения.

Упражнения постановки от звука З

Необходимо много раз повторять «ззза». Многократное повторение заставляет язык вибрировать.

После того, как ребенок привыкнет, во время произношения необходимо поменять положение кончика.

Упражнения постановки от звука С

Малыш много раз повторяет звук «с». После чего на вдохе «заглатывает» язык, кончиком касаясь неба. Упражнения повторяют до 5 раз.

Постановка звука Рь

Твердый и мягкий звуки произносятся по-разному. При произнесении мягкого язык касается зубов.

Для постановки мягкого звука «р» ребенка просят прижать кончик языка к передним зубам, набрать как можно больше воздуха в легкие и резко его выдохнуть.

Сильный поток воздуха заставит язык вибрировать, ребенок произнесет мягкую «р».

Постановка твердого звука

Для начала посмотрите небольшое видео, в котором логопед показывает, как с помощью нескольких упражнений поставить ребенку звук Р.

Логопедические упражнения обязательно нужно выполнять дома в течение дня. Для каждого комплекса индивидуально устанавливается частота и кратность повторений. Давайте ребенку короткие и простые инструкции, как в наших примерах.

Упражнения для дыхания

  • «Мыльные пузыри». Тебе нужно выдуть как можно больше мыльных пузырей на одном выдохе. Сделай очень глубокий вдох и выдыхай сильно и долго. Вдохни снова и представь, что выдуваешь еще большой мыльный пузырь.

  • «Летящее перышко». Вдохни через нос. А теперь, медленно выдыхая ртом, сдуй с ладошки перышко (кусочек ваты).

Упражнения для губ

Упражнения для языка

  • «Иголка». Попробуй сделать язычок узким и острым. Получается? Покажи.

  • «Лошадка». Подковы лошадки звонко цокают по мостовой. Изобразим этот звук языком.

  • «Сластена». Как ты облизываешь губы, если на них осталось вкусное варенье?

  • «Качели». Попробуй дотянуться до носа кончиком языка. А теперь — до подбородка. Нужно повторить несколько раз.

  • «Маляр». Красим потолок — кончиком языка нужно водить вперед-назад по небу. Кисточка — наш язычок, мы покрасим потолок.

  • «Трубочка». Язычок высовываем в форме трубочки.

  • «Парус». Открываем рот. Язык ставим наверх за зубы и начинаем дуть на язык, словно ветер надувает парус.

Упражнения для растяжки уздечки язычка

Обычно массаж и специальные упражнения помогают растянуть короткую уздечку языка. Проводить эти занятия лучше в игровой форме. Немного терпения, и заветный «р» появится.

  • «Котенок». Котенок кушает молоко, зачерпывая его языком. Можешь показать как?
  • Домашний массаж. После того как логопед покажет варианты коррекции уздечки, массаж можно выполнять дома.

Игры-занятия

Готовый сценарий — специально для занятых родителей. Играйте ежедневно по 5-10 минут, не более. Избегайте оценочных фраз типа «Не так!», «Неверно!». Правильнее сказать: «Тебе будет удобнее вот так», «Лучше так», «Попробуй вот так». Показывайте образец выполнения задания. Любое последующее занятие начинается с 5-минутного повторения уже отработанных звуков.

Поощряйте старание ребенка, его стремление выполнить упражнение, самостоятельно изменить сюжет игры. Найдите хорошие слова для того, что происходит здесь, сейчас и именно с этим ребенком. Не вспоминайте вчерашние успехи и недочеты. Проговаривайте, что именно получилось у ребенка сегодня.

Сценарий 1

  1. «Веселые скачки». Соревнование всадников. Чья «лошадка» быстрее и громче цокает копытами, тот и победил. Звук копыт изображаем щелканьем языка.
  2. «Птичий двор». Изобразить звуки жителей птичьего двора. Пусть их предложит ребенок. Основная цель этого упражнения — научить малыша копировать сердитого индюка. Должно получиться что-то вроде [бл-бл-бл!], если язык быстро движется между губами вперед-назад.
  3. Мы немного задержались на птичьем дворе. Начинается буря. Подул ветер. Нащупай язычком бугорки за верхними зубами (взрослый показывает). Сильно не прижимай язык к бугоркам. Теперь растяни губы, как будто улыбаешься, и сильно дуй! Можно таким способом сдувать легкие предметы — их уносит буря. Важно добиться звука, напоминающего [тррр].
Читайте также:  Активный отдых с детьми: зимой и летом, с подростками и дошкольниками

Сценарий 2

Игры на повторение логично переходят в новый сюжет с новыми упражнениями. Например, сегодня мы запрягли лошадку в повозку (карету, сани…), и управляет ею кучер.

  1. «Кучер». Лошадка сегодня уж очень резво скачет. Нужно ее остановить. Что произносит кучер, когда собирается остановить повозку? [Пррр]. Звук получается при вибрации губ.

  2. «Барабан». Продолжаем улыбаться. Барабаним, ударяя кончиком языка по бугоркам на верхнем небе. При этом произносим звук [д]. Нижняя челюсть не должна двигаться.

  3. «Блинчик». Упражнение помогает отработать оптимальную форму языка — широкую. Взрослый демонстрирует выполнение задания с помощью зеркала. Широкий расслабленный язык лежит на нижней губе, как блинчик на тарелке.

  4. Это же упражнение выполняется с улыбкой. Такой же широкий язычок нужно не спеша поднять к верхним зубам и нащупать им бугорки. Затем медленно и широко положить его на верхнюю губу.

Сценарий 3

Не забываем о повторении изученного и продолжении сюжетной линии игры, вплетая в нее новые упражнения.

Постановка твердого звука
  1. Сегодня «Заводи автомобильный двигатель». Это упражнение должно быть тщательно проработано взрослым. Важно воспользоваться зеркалом. Широкий язык поднимаем на верхние бугорки и проговариваем частый повторяющийся «д»: [дддддд]. В тот же момент указательным пальцем нужно передвигать язык вправо-влево под кончиком языка. Постепенно звук [ддддд] переходит в [ддррр].

Замечание. Из гигиенических соображений вместо пальца можно использовать чайную ложку. Упражнение повторяйте как можно чаще. Первое время перед зеркалом. Как только звук станет устойчивым, от вспомогательных предметов можно постепенно отказываться.

Причины

Предрасполагающими факторами к неправильному произношению «Р» могут оказаться следующие:

  1. Короткая подъязычная уздечка. Она способна ограничивать движение кончика и передней части спинки языка вверх.
  2. Недостаточный напор воздушной струи при произношении данного звука.
  3. Ограниченная подвижность мышц языка, которая приводит к невозможности занять правильную артикуляционную позицию и выполнять произвольные движения языком.
Причины

Короткая уздечка языка

Если у ребенка короткая уздечка, не требующая подрезания, то необходимо проводить работу по ее растягиванию. Она включает массаж и артикуляционную гимнастику. Производить массаж вполне можно в домашних условиях. Вам нужно ухватить уздечку большим и указательным пальцами в самом низу под языком и растирать давящими движениями. Разминать уздечку необходимо по всей длине, стараясь ее растянуть. Но будьте осторожны, не повредите её. Совершайте несколько таких движений. Через некоторое время вы увидите, что уздечка увеличилась.

В качестве примера артикуляционных упражнений по растягиванию уздечки предлагаем вам следующие:

Причины
  • «Дотянись языком до носа». Нужно улыбнуться, открыть рот. Широкий кончик языка поднять вверх к носу, а затем опустить к верхней губе. При этом язычок не должен сужаться, а челюсти должны оставаться неподвижными.
  • «Дотянись до подбородка». Улыбнуться и открыть рот. Стараться дотянуться широким языком до подбородка. Следить за тем, чтобы челюсти были неподвижны.
  • «Маляр». Улыбнуться и открыть рот. Кончиком языка погладить неба от зубов к горлу. Нижняя челюсть неподвижна.

Есть правила, о которых необходимо помнить родителям, чтобы не навредить своему ребенку во время выполнения упражнений:

  1. Нужно максимально широко открывать рот, но при этом ребенок должен дотягиваться до альвеол.
  2. Все упражнения должны выполняться медленно, близко к пределу возможного. Помните, во время выполнения упражнений язык может уставать, уздечка может начать болеть, поэтому необходимо давать ребенку отдохнуть.
Причины

Недостаточная сила воздушной струи

Как говорилось ранее, причиной в нарушении произношения звука «Р», может быть недостаточная сила воздушной струи. Предлагаем вам упражнения, направленные ее увеличение:

«Надуть шарики». Надуть две щеки и удерживать в них воздух.

Причины

Слабые мышцы языка

Укрепления мышц языка и развитию артикуляционной моторики способствуют упражнения, при которых язычок поднимается вверх, к нёбу. Вот некоторые из них:

Причины
  • «Лошадка» – щелкать языком, растягивая подъязычную связку.
  • «Индюк» – нужно быстро касаться верхней губы концом языка и сопровождать эти движения, звуками, похожими на бл-бл-бл
  • «Гармошка» – притянуть язык к небу. Удерживать его в такой позиции при этом то опускать, то поднимать нижнюю челюсть.

Как правильно работать над становлением звуков?

При постановке шипящих помощь логопеда несомненна. Только специалист профессионально обследует речь, выявит нарушения и предложит рекомендации по их исправлению в домашних занятиях. Сделать это нужно как можно быстрее, так как нарушения в произношении мешают общению детей, тормозят подготовку к грамоте, способствуют появлению сопутствующих проблем, например, психологических комплексов, от которых придется избавляться в дальнейшем.

Как правильно работать над становлением звуков?

Логопеды отмечают, что зачастую проблема при произнесении шипящих заключается в том, что ребенок не может правильно владеть речевым аппаратом. Именно поэтому работу над каждым звуком необходимо начинать с артикуляционной гимнастики. Выполняют ее с помощью зеркала, чтобы увидеть и понять работу челюсти, ротовой полости. В дальнейшем это положительно повлияет на совершенствование фонематического слуха, следовательно, и на звукопроизношение.

Как правильно работать над становлением звуков?

Первый этап работы над шипящим является подготовительным, во время которого следует выполнять особые упражнения (для дыхания, губ, языка). Они помогут отработать точные движения артикуляционного аппарата, подготовиться к постановке тех или иных звуков. Выполняются в виде игровых упражнений, которые несложно провести в домашних условиях.

Как правильно работать над становлением звуков?