Как научить ребенка поднимать голову лежа на спине упражнения

Своевременность развития малыша — болезненная тема для его родителей. Каждой маме хочется, чтобы кроха вовремя научился держать голову, улыбаться, переворачиваться, а потом и сидеть – ходить. Но на практике все обстоит так, что, сколько детей, столько и сроков. Можно ли научить грудничка удерживать голову и как это сделать, мы расскажем в этой статье.

Как научить ребенка держать голову

Учим детей Каждой маме хочется видеть своего ребенка здоровым, физически активным. Сразу после родов ее волнуют такие вопросы, как: когда малыш должен начинать держать головку сам, без помощи, как научить ребенка держать голову, как помочь укрепить мышцы его шеи.

В первый месяц двигательная активность младенца обуславливается рефлексами. Мышцы его шеи еще недостаточно окрепли, и головку нужно постоянно поддерживать, чтобы он не отбрасывал ее назад. Если этого не делать, то можно повредить его шейные позвонки.

Уже в двухнедельном возрасте малыш может пытаться держать головку, лежа на животике. Пока ему это плохо удается, но к полутора месяцам уже будут заметны успехи, младенец сможет удержать головку около минуты.

Если кроха уже к месячному возрасту удерживает головку без чьей-либо помощи, то это скорее отклонение от нормы, и может свидетельствовать о повышенном внутричерепном давлении, к примеру.

Находясь на руках у мамы вертикально, ребенок может удерживать головку приблизительно в восемь недель. Однако не стоит злоупотреблять таким его умением, так как мышцы его тела и шеи, в том числе, еще не могут выдерживать долгие нагрузки.

Без дополнительной помощи сами удерживают голову дети в возрасте около четырех месяцев – в вертикальном положении уверенно, а лежа на животе – в течении нескольких минут.

А когда ему исполнится полгода, то малыш не только сможет удерживать уверенно голову, но и крутить ею в разные стороны, ища взглядом погремушку или того, кто с ним заговорил.

Если к полугоду малыш не может держать головку без помощи, стоит показать его специалисту.

Существует несколько распространенных причин, по которым младенец не может держать головку:

  • Плохое или несбалансированное питание, приведшее к отставанию от нормы;
  • Недоношенность;
  • Кривошея, другие нарушения в мышечном аппарате шеи;
  • Родовая травма;
  • Неврологические проблемы;
  • Недостаточно частые тренировки с выкладыванием на животик, которые необходимо делать с 2-3 месяцев.

Как научить ребенка держать голову без поддержки? Попробуйте прислушаться к нашим советам, которые помогут укрепить шейные мышцы с помощью специальных упражнений:

  • С трехнедельного возраста выкладывайте ребенка на живот в промежутке между принятием пищи. Действуя рефлекторно, он будет стараться приподнять голову и укладывать ее на щеку. Эти действия помогут укреплению шейных мышц.
  • Малыш не должен спать все время в одном положении, поворачивайте его в разные стороны, чтобы он не привык засыпать в одной и той же позе.
  • Массаж тела растирающими и поглаживающими мягкими движениями хорошо развивает и укрепляет мышечную мускулатуру. Начинайте его с шеи и постепенно прорабатывайте все мышцы тела ребенка.
  • Рацион ребенка должен включать все необходимые питательные вещества, которые способствуют его нормальному развитию и росту. При кормлении грудью мама должна правильно питаться и следить за приростом веса и роста младенца.
  • Плавание, особенно в специальном кругу, помогает укрепить шейные мышцы. Тренировки плаванием можно начинать с месячного возраста. Делать их можно не только в бассейне, но и в домашней ванне.
  • С двух месяцев можно носить его в вертикальном положении, придерживая головку руками, постепенно ослабляя руку и давая возможность самому некоторое время удерживать головку.
  • Носить малыша головкой вниз животиком на своей руке, а второй придерживая головку прямо.
  • Как только малыш станет уже крутить головкой во все стороны, можно играть с ним, показывая игрушку и водя ею влево-вправо, чтобы стимулировать его движение головой.
  • Занятия на большом резиновом мяче – фитболе – также помогут укрепить мышечный аппарат.

Видео учимся держать голову

Каким образом это происходит?

Обратимся к анатомии и физиологии шеи, мышцы которой обеспечивают движения головы. Условно разделим их на мышцы передней поверхности, главными из которых являются «кивательные», задней поверхности и боковых поверхностей. Мышцы передней поверхности наклоняют голову вперед, поднимают ее из положения лежа на спине. Мышцы задней поверхности наклоняют голову назад и поднимают ее из положения лежа на животе. Мышцы боковых поверхностей наклоняют голову в соответствующие стороны.

В норме в первые три месяца жизни формируется баланс работы мышц шеи. Происходит это постепенно и неравномерно. Сразу после рождения и до трех месяцев мышцы задней поверхности более активны. Это объясняется участием в защитном безусловном рефлексе новорожденных, который заключается в способности поднимать и разворачивать голову в сторону при лежании на животе. Развивающаяся нервная система создает условия для ускоренного развития функций их антагонистов — «кивателей», что приводит к возможности в два месяца удерживать голову в вертикальном положении. Однако полного баланса еще нет. Умея поднимать и удерживать голову в положении на животе, ребенок не способен на это в положении на спине. Такая возможность появляется, начиная лишь с 4 месяца жизни, и проявляется в способности перевернуться со спины на живот. Подробнее об этом в следующих разделах.

Каким образом это происходит?

Так происходит в норме. При различных повреждениях нервной системы (причины могут быть самыми разнообразными) механизмы развития баланса сгибателей и разгибателей нарушаются. В подавляющем большинстве случаев развитие «кивателей» задерживается. В результате к двум месяцам ребенок не держит голову в вертикальном положении (она «падает» преимущественно назад), а позднее задерживается формирование переворотов со спины на живот.

Читайте также:  1 год и 3 месяца развитие. Развитие ребенка в год и три месяца

Усилению дисбаланса часто способствуют внешние факторы. Их можно разделить на две группы.

Первая группа — это действия, способствующие перерастяжению мышц передней поверхности шеи (вредны всегда):

Каким образом это происходит?
Вертикальное положение с поддержкой затылка при запрокинутой голове Положение при кормлении или ношении с запрокинутой головой

Тракции за руки или резкие подъемы, вызывающие запрокидывание головы

Вторая группа – факторы, усиливающие активность и без того активных мышц задней поверхности шеи (вредно при неумении правильно переворачиваться со спины на живот после 4 месяцев):

Каким образом это происходит?
Ношение с наклоном корпуса вперед (даже с незначительным) Стимуляция подъемов головы в положении на животе за высоко расположенной игрушкой

Также стимуляция подъема головы при занятиях на мяче и подобных приспособлениях.

Еще больше усугубляют ситуацию попытки привить ребенку навыки, которыми «должен» обладать ребенок его возраста: стимуляция ползания, сидения и ходьбы.

Каким образом это происходит?

Кроме описанного дисбаланса между сгибателями и разгибателями головы, нарушение баланса может возникнуть между мышцами, поворачивающими голову в стороны и мышцами, наклоняющими голову в стороны.

В первом случае голова в разных позициях имеет тенденцию к более частому или (и) на больший градус развороту в одну сторону.Во втором случае в разных положениях голова наклонена к одному плечу, нередко с вовлечением в процесс мышц корпуса с этой же стороны и образованием дуги.

Каким образом это происходит?

Все описанные нарушения баланса развития мышц шеи (запрокидывание, разворот и наклон головы в сторону) могут сочетаться между собой в любой комбинации и нередко наблюдаются у одного ребенка.

Представленные ниже упражнения способны прекратить развитие негативных тенденций в начале их возникновения (у детей первых месяцев жизни), а также устранить их влияние на детей более старшего возраста при детском церебральном параличе и других заболеваниях, сопровождающихся синдромом двигательных расстройств.

Как подготовить руку к письму

Оптимально начинать с 2-3 лет, в это время занятия направлены на развитие мелкой моторики. Родителям следует запастись терпением, проводить занятия не реже 3 раз в неделю. Упражнения даны в порядке возрастающей сложности, к следующему приступают только после того, как получены стойкие результаты от предыдущего. При этом все время повторяют и закрепляют простые навыки:

  1. Перебирать крупу (фасоль, горох, рис, гречка). Стараться брать по одной крупинке и складывать в стаканчик.
  2. Нанизывать бусины на нитку. Начинают с крупных бусин, постепенно предлагают бусинки меньшего размера, в конце можно попробовать поработать с бисером.
  3. Лепка из пластилина прекрасно разрабатывает пальчики. Нужно не просто катать массу в руках, а просить смастерить снеговика (развитие умения катать шарики, «колобки»), змею, улитку и так далее.
  4. Вырезание ножницами. Начинают с простых: треугольник, квадрат, прямоугольник, многоугольник. Затем переходят к кругу, овалу. После этого можно предложить вырезать простые фигурки: рыбку, домик и прочее.
  5. Изготовление простых оригами, аппликаций из мелких кусочков бумаги.
  6. Театр теней. Попросить ребенка сделать руками фигуру так, чтобы на тени получился, например, зайка, лебедь, собака.
  7. Обведение несложных рисунков карандашом. Можно подложить копировальную бумагу. Рисунок, который скопируется на чистый лист, просят разукрасить. Это вырабатывает силу и твердость нажатия.
  8. Отличным упражнением на развитие моторики считается штриховка. Малыш не просто учится держать карандаш или ручку, но контролировать силу нажатия, видеть границы, за которые штриховка не должна выходить.

Важно: Работать с мелкими предметами и ножницами следует только под присмотром взрослых.

Занятия для малышей проводят в игровой форме. При подготовке к школе 6-7-летнего ребенка лучше, если обучение будет адаптировано под школьное. Важно, чтобы обучение письму проходило за организованным местом (специальный стол, парта), необходимо следить за осанкой ребенка, за тем, как он держит ручку.

Причины отсутствия навыка

Прежде чем бить тревогу и бежать с грудничком по врачам, родителям нужно учесть все его индивидуальные особенности, по которым он может позднее начать держать голову. Недоношенные малыши дольше адаптируются новой среде обитания, их мышцы слабее, и времени на их укрепление требуется значительно больше. Нет ничего удивительного в том, что карапуз начинает удерживать голову лишь к 3 месяцам.

Если малыш часто болеет, плохо кушает, если он перенес родовую травму, у него имеются врожденные пороки, то навыком он может овладеть с существенной задержкой.

Причины отсутствия навыка

Слишком большой вес тела ребенка или дефицит массы тела — дополнительные причины, по которым поднимать головку кроха начинает несколько позже.

Нельзя игнорировать и характер ребенка. Если он предпочитает поспать и плотно поесть, то ждать от него раннего развития не стоит. Другое дело — любознательные и подвижные холерики и сангвиники. Чем старше они становятся, тем труднее их удержать на одном месте.

Причиной отсутствия навыка в указанные выше сроки может быть и недостаток родительского внимания. Общение, тактильный и эмоциональный контакт, укрепляющие мышцы занятия гимнастикой, купание и прогулки создают максимально подходящие условия для освоения новых движений. Отсутствие таких занятий замедляет развитие малютки.

Причины отсутствия навыка

Порой родители замечают, что ребенок пытается держать голову, но получается это криво — головка скошена на одну сторону. В этом случае не исключена кривошея, что требует осмотра у детского ортопеда и назначения специальной лечебной гимнастики и массажа, а в некоторых случаях — ношения воротника Шанца. Сама собой кривошея не пройдет, без правильного лечения тут не обойтись.

Читайте также:  Как правильно первый раз купать новорожденного в ванночке с горкой

Пять принципов быстрого чтения

Долгое просиживание за учебниками раздражает и малышей, и родителей. Взрослым кажется, что ребенок просто оттягивает момент и пытается увильнуть от выполнения задания. Школьник уверен: родители требуют от него невозможного. В этой ситуации нужно не только восстановить взаимопонимание, но и найти способ эффективного выполнения заданий.

Быстро проглатывать книжные страницы и превратить чтение в увлекательное занятие позволит овладение следующими пятью принципами:

  • Концентрация внимания. Сложно не заметить одну важную деталь: с интересной книгой ребенок справляется гораздо лучше и быстрее, чем со скучным учебником. Игра «Концентрация» позволит тренировать внимание малыша, чтобы он не отвлекался во время выполнения домашних заданий.
  • Подавление привычки проговаривать текст. Молчаливое чтение помогает быстрее справляться с книжными страницами.
  • Совершенствование способности держать несколько абзацев перед глазами. Научите малыша понимать структуру текста и читать его «по диагонали» – и ваш ребенок будет не только быстро проглатывать книжные страницы, но и успешно справляться с игровыми видами спорта, в которых нужен «зоркий глаз».
  • Управление информацией. Объясните малышу, что ему не нужно запоминать весь текст, слово в слово. Поиграйте с ним в детектива и разыщите полезную информацию во всем массиве напечатанных слов.
  • Развитие памяти. Скорочтение позволит вашему ребенку справляться с учебниками в 2-3 раза быстрее, чем его сверстники. Однако без способности запомнить прочитанное, навык будет бесполезным. Игры «Следопыт» или «Буквенный охват» помогут тренировать память, чтобы ребенку хорошо удавалось и чтение, и воспроизведение информации из текста.

Введите эти принципы в ваш ежедневный рацион питания новыми знаниями – и выполнение домашних заданий больше не будет долгим и изнурительным процессом для школьника.

Во сколько месяцев ребенок начинает держать голову сам

Когда ребенок начинает держать голову самостоятельно: в 1-2 месяца малыш приподнимает голову на несколько секунд, со 2 по 3 месяцы он держит голову дольше (с обязательной поддержкой взрослыми), с четвертого месяца ребенок уверенно держит голову самостоятельно.

Во сколько месяцев ребенок начинает держать голову, зависит от степени доношенности. Детки с недоношенностью первой и второй степени пробуют держать головку позже, с 2,5-3 месяцев.

Когда ребенок начинает держать головку самостоятельно, этапы

Способность удерживать головку — важный показатель развития малыша. Когда мышцы шеи достаточно крепкие, ребенок может справиться с тяжестью собственной головы, приподнять ее и осмотреться по сторонам.

Во сколько дети начинают держать головку

Когда ребенок должен держать голову,месяц Продолжительность
1-2 месяца В этом возрасте малыш может приподнять головку на пару секунд, чтобы взглянуть по сторонам.
2-2,5 месяца Ребенок, лежа на животе, пытается поднять голову на 20-30 секунд (под острым углом). Подстраховывайте малыша, положите ладонь на стол под его личико, он может внезапно устать и уронить головку на стол, удариться лбом или носиком.
2,5-3 месяца Держит головку в вертикальном положении до 1 минуты и больше. Мышцы шеи еще слабые, нужно поддерживать голову малыша.
3-4 месяца Может приподниматься на локотках и ему интересно рассматривать все вокруг: он уверенно держит голову.
После 4 месяцев Показатель гармоничного физического развития — во сколько месяцев ребенок держит голову самостоятельно. После 4 месяцев малыш удерживает голову и при подъеме со спинки вверх (когда его тянут за ручки), и при подъеме с животика на локти.

Отклонения от нормы

Если малыш удерживает голову в 1-1,5 месяца — это повод обратиться к педиатру. В этом возрасте мышцы шеи еще слабо развиты, и удерживание головы продолжительное время может быть признаком повышенного внутричерепного давления. Оно может быть результатом перенесенной гипоксии плода, долгих родов у мамы, различных заболеваний, обвития пуповины во время беременности.

Если малыш в 3 месяца не может удерживать головку и не пытается этого сделать, нужно обратиться к педиатру и выяснить причины. Это может быть результатом:

  • тяжелых родов;
  • недоношенности;
  • низкого тонуса мышц;
  • недобора веса.

Во сколько ребенок начинает держать голову самостоятельно

Во сколько месяцев ребенок начинает держать голову сам
Слишком рано Норма Отставание от нормы
1-1,5 месяца — необходима консультация специалиста для исключения внутричерепного давления К 3 месяцам После 3,5-4 месяцев (допускается, если остальные основные показатели в норме)

Нужно учитывать степень доношенности малыша, чтобы знать, есть ли повод для беспокойства.

Во сколько ребенок держит головупри родах в срок Во сколько ребенок должен держать голову при недоношенности
Малыш пробует поднимать и удерживать голову в 1-2 месяца. Малыш пробует поднимать и удерживать головку позже как минимум на месяц.К 2,5-3 месяцам.

Как самостоятельно проверить, нормально ли развивается малыш:

  1. Малыша старше месяца поворачивают на животик. Над его головой шумят погремушкой. В норме ребенок поднимает голову, старается найти источник звука.
  2. Ребенка медленно поднимают из положения лежа в положение сидя (держат за ручки).

    Если малыш здоров, он сможет какое-то время удержать голову (как правило, в течение 30 секунд). Небольшие покачивания головы из стороны в сторону считаются нормой. После этого малыша снова кладут на спинку. Потом медленно тянут за ручки, но уже до положения полусидя.

    В такой позе малыш держит головку несколько секунд, потом опрокидывает.

Если малыш отстает от средних показателей, во сколько ребенок держит головку в норме, нужны дополнительные обследования по назначению от педиатра и невролога:

  • анализы мочи, крови;
  • дуплексное сканирование;
  • контроль массы тела;
  • нейросонография.

Как малышу научиться держать голову

После обследований у врача можно включить в уход за малышом:

  • ежедневную гимнастику;
  • массаж;
  • отслеживать положение ребенка во сне, переворачивать с одного бочка на другой каждые 2-3 часа;
  • благотворно действует на детский организм плавание;
  • следить за правильностью питания;
  • заниматься ежедневно с ребенком, стимулировать его интерес к движению.

1429

Питание

Правильное и сбалансированное питание – залог успешного развития крохи. Чтобы малыш получал достаточно витаминов и микроэлементов, кормящая мама должна питаться разнообразно. В ее рационе должны быть мясные и молочные продукты, крупы, фрукты, овощи. Ешьте больше питательной еды – меда, орехов. Однако будьте осторожны, чтобы новые продукты не вызвали аллергию. Малышам, которые питаются искусственно, об это не стоит беспокоиться. В составе адаптированных смесей уже обычно есть все необходимые растущему организму витамины.

как приучить ребенка к пустышке

Когда ребенок начинает держать голову? Полезные упражнения для укрепления шейных мышц ребенка — учимся держать голову правильно

Какой возраст оптимален для того, чтобы малыш удерживал сам голову?

Есть карапузы, способные справиться с подобной  задачей немногим ранее, иные – в месяца четыре, достигнув возраста 5-6-ти месяцев, малыши и малышки уже твердо удерживают голову, могут поворачивать ее, находясь в  любом положении.Что может повлиять на состояние шейных мышц:

  • Родовые травмы — в результате полученного ущерба, ребенок развивается физически более медленно.
  • Поза, в которой находится грудничок на руках у родителей или спит в кроватке.
  • Уровень качества питательных веществ, получаемых мамой (от него зависят свойства грудного молока). Если матери не хватает витаминов или кальция в рационе, то это влияет  на формирование костно-мышечного «корсета».

Как убедиться в том, что мышцы шеи малыша развиваются на должном уровне?

Каковы действия для определения развития мышц шеи:

  1. В возрасте одного месяца следует уложить кроху на животик.
  2. Взять погремушку и «позвенеть» ею над головой ребенка:
  • Если нервная система развита на должном уровне, малыш сможет чуть-чуть приподнять головку, пытаясь увидеть игрушку.
  • При наличии отклонений в развитии нервной системы, ему это не удастся. Родителям нужно будет нанести визит детскому неврологу для выяснения причин проблемы.

Упражнения, способствующие укреплению шейных мышц ребенка

комплекс для ежедневных тренировок, который поможет ребенку научиться удерживать головку. Мышцы шейки укрепляются, если:

  1. По достижении малышом трехнедельного возраста почаще укладывать его на животик (когда кроха не спит, не кушает, ему можно и нужно находиться в таком положении). Включается врожденный рефлекс, заставляющий карапуза немножко приподнимать плечи и стараться повернуть голову в сторону. Регулярно напрягая мышцы, малыш способствует их укреплению.
  2. Выполнение массажа для грудничка – несложный, результативный метод сделать мышцы сильнее. Мягкими движениями, как будто растирая, следует поглаживать тельце, осторожно продвигаясь к области сердца.
  3. Контроль расположения малыша во время сна. Каждую неделю рекомендуется менять положение ребенка в колыбели, укладывая его каждый раз в другую сторону. Таким образом, предупреждается чрезмерное напряжение мышц шейки на одной стороне.
  4. Соблюдение следующего совета: следить, чтобы малыш не спал в одной и той же позе.
  5. Следование рекомендации педиатров – как можно раньше приучить младенца плавать. Сразу, как заживет пупок, можно начинать тренировки. Плавательный круг со специальной конструкцией поддерживает детскую голову над поверхностью воды. Плавая, малыш развивает двигательный рефлекс. Если в ванной будет достаточно тепло и уютно, ребенок получит от процедуры истинное удовольствие.
  6. Обязательное условие — рациональное питание матери для того, чтобы в грудном молоке содержалось необходимое количество калорий и питательных веществ, в противном случае, никакой пользы младенцу от полученной пищи не будет. Малыш будет терять в весе, что отрицательно скажется на развитии.
  7. Постепенное приучение карапуза к соблюдению режима дня для успешного набора веса, крепкого сна и спокойного поведения.
  8. В возрасте 7-8 недель можно выполнять с ребенком следующее упражнение: носить его, расположив горизонтально, животиком книзу. Одной рукой необходимо поддерживать шейку (чтобы тело образовывало ровную линию), вторую – расположить под животом.
  9. В 2 месяца родители могут упражняться с ребенком таким образом: поднимать кроху в вертикальной позиции, поддерживая затылок и носить его в течение пары-тройки минут (достаточно 3-4 раз в день).
  10. В полгода малыш уже уверенно может держать голову, крутить ею по сторонам. Самое время для увлекательной, полезной игры. Родитель берет одну из любимых игрушек крохи, кладет ее сначала слева от него, потом – справа, заставляя, таким образом, ребенка поворачивать головку в попытке рассмотреть объект. Лучше выбрать яркую, «звучную» игрушку (в идеале – погремушку).
  11. Одним из полезных решений станет покупка фитнесс-мяча. Тренировки малыша с кем-то из родителей помогут укрепить мышцы и обеспечить психоэмоциональный контакт мамы/папы с карапузом. После консультации с педиатром, можно остановить выбор на нескольких упражнениях, подходящих по возрастной категории.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:

Признаки освоения асаны

Для того, чтобы скорее научиться выполнять стойку на голове, следует начать с простых перевернутых асан, чтобы тело и организм в целом привыкли к такому положению.

Когда человек научился стоять на голове, он почувствует облегчение при перевернутом состоянии тела, сможет удерживать равновесие без особенных проблем, задерживаться в таком состоянии на большое количество времени.

Если человек не ощущает нагрузки на позвоночник, его тело расслаблено, он легко стоит на голове, значит он освоил данную практику.