Как наказывать ребенка: как правильно и в каких ситуациях

Малыш смело подходит к горячей плите, залезает на высокий шкаф. Он не боится ничего, потому что понимает, что мама всегда поймает и защитит. Он даже не знает, что падать — это больно, а о плиту можно обжечься. Где эта грань — защитить, но при этом научить ребенка заботиться о себе? Разбираемся с детским психологом Викторией Мелиховой .

Бить или не бить – вот в чем вопрос

Вопрос бить или не бить своих детей возникает у каждого из родителей. Реакция ребенка на простой шлепок сравнима с реакцией взрослого человека на применение к нему насилие. Чувство мести овладевает малышом, и он начинает искать способы отомстить за себя. Когда на свет появляется маленькое чудо, папа и мама окружают его заботой и любовью. Но, к сожалению, люди не совершенны, в порыве гнева или устав от бессилия в попытке урезонить маленького егозу, непроизвольно поднимается рука. Состояние аффекта объяснимо, но неприемлемо.

Взрослым следует работать над своим эмоциями, иначе может произойти физическое или моральное травмирование малыша.

Стыд, огорчение, укоры совести – расплата за необузданную ярость. Для успокоения можно просто посчитать до десяти или выйти ненадолго из комнаты, негромко хлопнув дверью. Если насилие все же произошло, следует обязательно попросить прощения у ребенка.

Чего боятся родители

Родителей на чрезмерную опеку толкает повышенная тревожность: ребенку хочется дать самое лучшее, оградить от всех бед, передать жизненный опыт. Чтобы только малыш не страдал, чтобы только не столкнулся с жестоким внешним миром. Чтобы подольше оставался маленьким…

Жизнь грудничка полностью зависит от взрослых. Период до года — это время симбиоза ребенка с мамой, ведь он еще не умеет говорить, не понимает свои желания и потребности. Все, что он чувствует, — что ему очень плохо. Он еще не знает, что значит больно, холодно, страшно… Все это угадывает мама.

Идеальная мама: Какая мама нужна ребенку

Мокрые штанишки — заменить, хочет есть или пить — накормить и напоить, устанет — уложить спать. Мать интуитивно чувствует потребности ребенка, это ее миссия на первом году материнства, и может их все удовлетворить.

Время идет, малыш растет, становится на ножки, а вот уже начинает бегать, говорить. Теперь он сам может сказать, что ему нужно, в пределах возраста позаботиться о себе. Однако это серьезное испытание для мамы. Ребенок уже не нуждается в ней так, как прежде. Возникшее чувство ненужности очень болезненно для любой матери. Малыша нужно немножко отпустить, немножко довериться ему, дать немножко больше свободы. Но как сложно это сделать! И мама бессознательно стремится сохранить ребенка в том самом беспомощном возрасте, когда он всецело зависел от нее. Она не видит его растущие способности. Для нее он все еще грудной ребенок.

Малыша нужно немножко отпустить, немножко довериться ему, дать немножко больше свободы. Но как сложно это сделать!

Некоторым мамам не повезло в детстве ощутить любовь и заботу, в которой они нуждались, будучи маленькими. Они пытаются дать ребенку то, чего не было у них. Они нуждались, они знают, как это плохо, когда мама не чувствует, не понимает, не защищает. Вот и начинают чувствовать, понимать и защищать уже своего ребенка, заботясь о нем, словно о себе самой в детстве. Только перед нами совсем другой человек, с другими потребностями. Что у мамы было в дефиците, у ребенка получается в избытке.

На чрезмерную опеку толкают стереотипы, которые касаются «хорошей матери». У «хорошей мамы» ребенок никогда не падает, не успевает проголодаться, не мерзнет. Она всегда рядом, она читает его мысли, она дает ему все и даже больше. Желание быть хорошей, идеальной матерью часто также приводит к тому, что мама бежит на три шага впереди ребенка. Это как в известном анекдоте, когда мама зовет ребенка домой с детской площадки:

— Мама, я что, замерз?

— Нет, ты проголодался.

Как правильно наказывать шустрого ребёнка (с кожным вектором)

Дети с кожным вектором очень подвижные — они обожают бегать, прыгать, забираться на высокие поверхности, стрелять из игрушечных пистолетов, соревноваться  и т.д. Такое поведение часто вызывает раздражение у родителей с анальным вектором, свойства которых совершенно иные: они медлительны, усидчивы, предпочитают отдыхать, уютно устроившись в любимом кресле, читая книги, пересматривая старые фильмы или занимаясь рукоделием.

У таких родителей возникает сильное желание шлёпнуть шустрика, чтобы успокоить его. Но делать это категорически нельзя. Кожа – особо чувствительная зона у людей с кожным вектором, нельзя делать им больно.

Ловко прыгать, быстро бегать, точно передвигаться в пространстве — это то, что приносит кожному ребёнку удовольствие, при этом он развивает свои свойства. Боль приносит стресс и замедляет развитие свойств. Кожный ребёнок обязательно должен ходить в спортивные секции, гулять на улице, где можно побегать, полазать по детским спортивным снарядам. Также ему очень нужен детский коллектив, где будет с кем соревноваться.

Ещё одной особенностью таких детей является исследование неизведанных пространств: тумбочек, шкафов, полок, кладовок. Вы можете запирать дверцы, прикреплять устройства защиты шкафов от детей, но ребёнок будет расти, развиваться и его врожденный инженерный ум обязательно придумает, как открыть все ваши замки. Это неизбежно.

Но воспитывая такого ребёнка, мы должны научить его соблюдать законы внутри нашего дома. Закон как таковой, это проявление кожного вектора. За несоблюдение закона полагается наказание. Для кожного ребёнка наказание может быть в виде ограничения: во времени — ограничение на просмотр мультиков, компьютерных игр или ограничения в пространстве – сидеть в своей комнате и не выходить или какое-то время не заходить в другую комнату. Более старшим детям можно пригрозить отказом в покупке желанной вещи или отказом в уже запланированном походе в кино, в зоопарк и т.п.

Читайте также:  Ребёнок за компьютером: когда пользы больше, чем вреда?

Как правильно наказывать медлительных детей (с анальным вектором)

Дети с анальным вектором, как правило, самые послушные. Им доставляет удовольствие всё делать правильно, выполнять указания взрослых. Они хорошие помощники в домашней работе, любят наводить порядок. Они очень усидчивые, доводят начатые дела до конца.

Проблема может возникнуть в том случае, если родитель окажется с кожным вектором, тогда он будет поторапливать такого ребёнка, сердиться из-за его медлительности.  Заставлять спешить ребёнка с анальным вектором как раз нельзя, он будет только испытывать стресс, что плохо скажется на его развитии.

Ребенок станет упрямиться и обижаться. Ему будет сложо начать любое действие и, чтобы помочь ему выйти из этого состояния, ему нужны будут ваши понимание и поддержка, а никак не наказание, которое лишь усугубит ситуацию. В целом при правильном подходе это послушные дети, и если и понадобится наказать, то для этого достаточно легкого осуждения.

Как правильно наказывать ребёнка, если он бьёт других детей

Одной из основных причин детских драк является ранжирование. Маленькие мальчики ранжируются между собой также как и взрослые мужчины, только с помощью драки. Кто сильнее, тот и главнее. Да, совсем исключить драки не получится, но необходимо учить ребенка иным — цивилизованным способам договариваться. Со временем ребенок повзрослеет и драки отойдут на второй план, появятся другие способы соревнования и борьбы за лидерство.

Другой возможной причиной детских драк, когда ребёнок намеренно делает больно другим детям, без причин дёргает, бьёт, толкает их, может быть неудачное воспитание анального малыша. В этом случае наказание только усилит обиду ребенка и увеличит тот дискомфорт, который толкает его, ради выправления внутреннего состояния, делать больно другим. Здесь необходимо серьёзно пересмотреть отношения матери и такого ребёнка.

Мамина забота, внимание, похвала – это то, что очень важно для него. Этот ребёнок очень обидчив, нужно уметь правильно реагировать на его обиды и не стесняться просить прощения, когда вы оказались не правы. Нужно относиться к нему со справедливостью: хвалить, когда он гордится своими маленькими свершениями, но не перехваливать.

Нужно ли наказывать детей

Когда родители очень тонко понимают и чувствуют своих детей, их желания, особенности, тогда происходит правильное взаимодействие, и необходимость наказывать ребёнка сводится к минимуму. Узнать, кто ваш ребёнок и кто вы сами по врожденным свойствам, можно на ближайшем тренинге по системно-векторной психологии Юрия Бурлана.

Статья написана с использованием материалов тренингов по системно- векторной психологии Юрия Бурлана.

Как нельзя наказывать?

Метод наказаний имеет свои правила и запреты. Если вы решились применить метод «кнута», то по совету психологов, следует учитывать следующие моменты:

  1. Головомойка бесполезна за то, чего кроха еще не знает. Например, ваш карапуз взял без спросу чужую вещь. Если воспитательные разъяснения по этому поводу еще проводились, то ругать его нельзя. При повторном подобном проступке наказание просто необходимо.
  2. Не используйте физическое наказание. О подобном запрете в воспитании говорят уже не один десяток лет. Мальчики, к которым применялись телесные наказания, вырастают либо агрессорами, либо неспособными отражать чужие нападки. А девочки подсознательно ищут себе подобного спутника жизни, чтобы постоянно ощущать себя жертвой. У таких женщин занижена самооценка, проявляется огромное количество комплексов. Кроме того, жестокие родители могут понести уголовное наказание за насилие над детьми. Ведь подобными варварскими методами пользовались только в старину.
  3. Запрет на эмоциональное насилие. Последствия от подобного подхода такие же, как и от битья ремнем по попе. Поэтому воспитывайте детей без крика, оскорблений и унижений, особенно на людях. Воздержитесь от обидных прозвищ и кличек. Этого же мнения придерживается и доктор Комаровский. Наказание сразу после преступления. Если вы решили провести головомойку через день после того, как крошка совершил проступок, например, соврал, но воспитательного эффекта от такого воздействия не будет. Не оттягивайте санкции, хуже всего, когда карапуз будет испытывать страх от надвигающегося наказания.
  4. Адекватность педагогического воздействия. Не стоит грозить малютке запретом просмотра телевизора на все лето. Вы же не сможете целых три месяца выдерживать характер и не подпускать кроху к экрану. Не наказывайте уроками, учеба должна приносить радость. Не опускайтесь до уровня неадекватных участников форумов в Интернете, которые практикуют садистские наказания крапивой, розгами и даже клизмой.
  5. Пообещали – выполните. Не бросайтесь угрозами зря. Если уж с ваших губ слетела угроза, найдите в себе силы выполнить ее. Либо сдерживайтесь в обещаниях наказания.
  6. Я тоже «за»! Когда папа наказывает маленького ребенка за непослушание, мама не должна проявлять слабость и снимать санкции с чада. Требования всех членов семьи, в том числе бабушки, должны быть одинаковыми. Нарушение этого принципа приведет к тому, что в вашей семье вырастет настоящий манипулятор.

КОГДА НАКАЗАНИЯ ОПРАВДАНЫ

Первое, с чем необходимо определиться родителю, когда он готов применить наказание: с какой целью вы это делаете? Поэтому я рекомендую перед введением санкций подумать хотя бы сутки.

Обсудите с ребенком правила и предупредите, что ждет за их нарушение! Тогда у малыша не будет “осадка” в виде чувства несправедливости, он не испугается родительского гнева и не ощутит себя отверженным.

О других правилах и технике безопасности в применении наказаний вы можете узнать в моей статье “Как наказывать ребенка, чтобы не травмировать”.

Но для начала давайте разберемся, за какие поступки наказания оправданы, а в каких случаях лучше применить другие воспитательные методы.

За что НЕЛЬЗЯ наказывать ребенка

  • За случайные проступки — например, быстро-быстро бежал и кого-то толкнул, разбил предмет, повредил мебель или сломал игрушку. Надеюсь, все мамы уже знают, что за такое ребенок не должен “огребать”. Более того, сам малыш может быть опечален, расстроен или напуган своим поступком — в таком случае, помогите ребенку успокоиться, проявите сочувствие и помогите исправить оплошность, если это возможно.

  • За несдержанность, присущую возрасту — маленькие дети очень импульсивны, только после 4-х лет у них начинает формироваться самоконтроль и способность удерживать свои порывы внутри. Не ругайте и не наказывайте ребенка, если понимаете, что в этой ситуации он попросту не может себя остановить: его отрывают от интересного занятия, он перевозбужден, ему очень нравится производимый эффект (например, от показывания языка или бросания предметов в кошку). Помогите ребенку остановиться! Можете считать, что пока самоконтроля у ребенка нет, то эту функцию выполняете вы. Подробнее о том, как это сделать, далее в статье.

  • За то, что ребенок еще не умеет в силу возраста — как-то одна подписчица поделилась со мной жалобой: ее 6-летний ребенок не может помыть пол, не расплескав воды. Ну, что тут сказать? Завышенные родительские ожидания — одна из самых популярных причин плохого поведения детей. А как вести себя иначе, если от тебя требуют невозможного, еще и наказывают за это? Поэтому перед тем, как отругать ребенка, подумайте: а может ли он в принципе выполнить мою просьбу. Или он еще слишком мал?

Читайте также:  5 причин, почему дети не хотят читать и слушать книжки

Чтобы проверить, не допускаете ли вы ошибки, которые приводят к печальным последствиям для ребенка, обязательно пройдите мой тест “ТОП-5 ошибок в наказаниях детей”.

В каких ситуациях можно применять наказания

Я не могу запретить вам использовать наказания как воспитательный метод, но прошу, перед его применением, убедиться в том, что:

  • Ваше наказание — это НЕ слив эмоций и выражение вашей досады, а крайняя мера установления границ, к которой вы прибегаете осознанно и с холодным рассудком;

  • Ваш ребенок знает правило, которое нарушил. А если это само собой разумеется, значит, был предупрежден заранее и может повторить, что от него требуется;

  • Ребенок в силах выполнить ваше требование без дополнительной помощи. К примеру, когда в “Послушном ребенке” мы с участницами проставляем степень реалистичности тех или иных требований к детям, выясняется, в среднем она составляет лишь 4-5 из 10 баллов. То есть сам, без помощи импульсивный ребенок, ну никак не может остановить свой порыв укусить, разбросать вещи, крикнуть. Да, не все дети в силах успокоиться самостоятельно из-за преобладания возбуждения над торможением! Наказывать в такой ситуации — все равно, что карать за то, что брызнули слезы у стоматолога без анестезии.

Когда же наказание оправдано? В идеале НИКОГДА. Ведь вырасти без ошибок невозможно.

Однако бывает ряд ситуаций, когда введение санкций оправдано. А именно: в случаях хронического пренебрежения правилами поведения, неуважения к родителям, хамства, грубости, намеренной агрессии.

Но даже в этих ситуациях наказание необходимо как способ четко и безапелляционно провести черту, переходить за которую нельзя, иначе ребенок столкнется с последствиями своего поведения.

При соблюдении этих условий наказание становится более справедливым, последовательным и осмысленным.

Как быть, если ребёнок заслуживает наказания?

Как поступить, если, всё-таки, капризный и упрямый ребёнок должен быть наказан за какие-либо действия? Дело в том, что очень часто бывает, что родители, после наказания своего ребёнка, сами испытывают чувство разочарования и жалости, по отношению к нему. Они пытаются утешить себя мыслями, что это делается для его же блага и что они поступают правильно. Но этим самым они лишь обманывают себя. Нет, возможно, на ребёнка стоит воздействовать, это бесспорно. Просто родители не знают, как это сделать и бьют ремнём. А потом сами сожалеют об этом.

На самом деле, очень многие поступки (в том числе и плохие) дети совершают, если они хотят обратить внимание, своих родителей на себя. Общение с родителями — одна из потребностей у ребёнка. Если она не удовлетворяется, он подсознательно будет искать способ её удовлетворить. И если ребёнок склонен к непослушанию, то он будет искать внимания родителей, вытворяя что-нибудь такое, что родители точно не оставят без внимания.

К чему это может привести, сложно сказать. Последствия могут быть самыми непредсказуемые. Не зря же говорится в Библии: "До трёх лет — носи, как яичечко. С трёх до семи — паси, как овечечку". Т.е., основное направление деятельности — это наше внимание к ребёнку, общение и разговоры с ним. Вы даже не представляете есбе, насколько сильны эти методы. Не постоянное внимание, конечно, чтобы ребёнок не привык к нему и не стал его требовать, но регулярное. Особенно, если он единственный ребёнок в семье. Ведь, как известно, такие дети часто вырастают избалованными детьми.

Как быть, если ребёнок заслуживает наказания?

В многодетных семьях, где несколько детей с небольшой разницей в возрасте, такой проблема может не стоять столь остро. Т.к. в этом случае ребёнок не будет требовать от родителей много внимания. Если он будет играть со своими сёстрами или братьями, то потребность в родительском внимании у него будет меньше.

При наказании ребёнка, если всё-таки, это произошло, не надо смеяться над ним. Иначе это уже не наказание, а издевательство. А многие взрослые просто не могут удержаться от смеха, когда видят, физиономию ребёнка, которого они только что отшлёпали. Ребёнок страдает (для него это, действительно, страдание), а над ним смеются. Уважаемые взрослые, если причинение страдания ребёнку доставляет вам удовольствие и радость, то это, называется садизм, по научному.

Как быть, если ребёнок заслуживает наказания?

Далее, что нужно отметить, не стоит вспоминать о проступке ребёнка после наказания. Не надо постоянно тыкать ему этим и напоминать эту ситуацию. Всё, он понёс за неё наказание, он сполна расплатился. А его продолжают наказывать снова и снова, повторяя и напоминая об этом снова и снова и ставя, тем самым, его в неловкое положение.

И, всё-таки, в первую очередь, родителям стоит создать атмосферу уважения к чувству собственного достоинства у ребёнка. Быть жёстким, но не жестоким. Идти на встречу, но не идти на поводу. Любить ребёнка, но не потакать во всех мелочах. А когда ребёнка бьют — то оскорбляют его достоинство. И ребёнку тяжело принять лидерство такого родителя.

Как быть, если ребёнок заслуживает наказания?

Следующая наша статья будет посвящена ещё одному популярному методу воспитания детей в семье — их поощрению. И называется она: "Методы поощрения детей. Как поощрять ребёнка"?

Читайте также:  Как вылечить острицы у ребенка таблетки

Нравится

Как быть, если ребёнок заслуживает наказания?

Рекомендуем также посмотреть статьи:

Роль отца в воспитании сына Роль отца в воспитании дочери Как воспитать из мальчика мужчину
Роли матери в семье Капризный ребёнок. Что делать? Ребёнок кусается, что делать?
Как быть, если ребёнок заслуживает наказания?

Здесь Вы можете оставить комментарий:

Как следует наказывать ребенка за непослушание : способы и рекомендации

Основная цель наказания – это объяснить своему малышу, что так поступать нельзя и что за непослушание он будет наказан. Также это поможет предотвратить повторение допущенных ошибок.

Как следует наказывать ребенка за непослушание : способы и рекомендации
Как следует наказывать ребенка за непослушание : способы и рекомендации
  1. Прежде всего, родители должны уяснить одну вещь: когда вы ругаете своего сына или дочь, вы всегда должны сохранять максимальное спокойствие и не поддаваться своим эмоциям. Если вы будете сильно кричать или прикладывать физическую силу, это может травмировать детскую психику. Из года в год его самооценка будет понижаться и ему придется нелегко адаптироваться в коллективе своих сверстников и одноклассников. Такой способ воспитания может вызывать чувство отрешенности и ненависти.
  2. Один из самых эффективных способов объяснить ребенку, что так делать нельзя – это заставлять его самому же исправлять свои промахи и шалости. Например, если он изрисовал стены – заставьте его самому их вытереть, испачкал одежду – заставьте стирать, рассыпал крупу – пусть сам ее убирает. Это также замечательный способ приучать к выполнению работы по дому, такой как пылесосить, мыть посуду, окна и так далее.
  3. Одно из самых страшных наказаний для малыша является, когда родители демонстративно начинают его игнорировать и не обращать никакого внимания. Особенно это касается тех детей, которые находятся в возрасте от 3 – 4 года. Если ваш маленький сын или дочь ведет себя вызывающе и не слушается, скажите, что не будете с ним или с ней разговаривать до тех пор, пока он не успокоится и начнет вести себя подобающе. Но не затягивайте данное наказание надолго, не стоит применять его на постоянной основе.
  4. Также вы можете применять такой метод, в котором используется какая-то отдельная часть дома или какой-то предмет, где ребенок будет находиться наказанным и обдумывать свое поведение. Например, если малыш нашкодил, поставьте его в угол, где поблизости нет никаких игрушек и предметов, которые могли бы его позабавить. Еще одна применяемая практика в Штатах – это наказание на «исправительном стульчике». Если малыш не слушается, посадите его на стульчик, объясните в чем заключается вина и что так поступать нельзя и оставьте его одного на непродолжительное время.
  5. Еще одна из применяемых родителями методик – это запугивание. У каждого ребенка есть свой страх, например, один боится какого-то мистического персонажа, а другой может бояться реального человека, например, вашего соседа или кого-то из родственников. Когда ваш сын или ваша дочь проявляет откроенное непослушание, припугните, что за ним или за ней придет объект страха и заберет с собой. Но стоит учесть, что этот метод настоятельно рекомендуется использовать крайне редко или в очень особенных случаях. Иначе у ребенка могут появиться фобии и развиваться чувство меланхолии.
  6. В воспитательных мерах родители лишают своих детей различных приятностей, например, сладкого, игры на компьютере или просмотра телевизора. Здесь самое главное – это заставить ребенка прочувствовать, что ему действительно не хватает той или иной радости. Поэтому если вы забираете планшет или компьютер, то забирайте на весь день, а то и на два, так как ребенок за короткий промежуток времени не успеет прочувствовать, что его лишили его любимого занятия, лакомства или игры.
  7. Сочиняйте сказки или придумывайте сюжет, где главный герой, который совершил такой же плохой поступок или не слушается своих родителей, попадает в какую-то неприятную ситуацию, в которой вашему малышу оказаться крайне не хотелось. А в конце этой истории герой осознает свои ошибки и решает становиться на путь исправления и никогда больше не будет совершать подобные промахи в дальнейшем. Можно не только выдумывать, но и использовать уже готовые известные сказки или сюжеты мультфильмов. Самое главное чтобы герой, попавший в неприятность, в конце вашего рассказа смог найти верный выход и осознал свои ошибки.
  8. Важно чтобы родители и все члены семьи имели одну и ту же точку зрения на наказание. Если мама ругает, а папа жалеет, то ребенок никогда не разберется, что правильно, а что нет, что можно, что нельзя. Более того вы таким образом будете приучать своего ребенка жить по двойным стандартам. Поэтому отец и мать должны согласовывать свои наказания.
Как следует наказывать ребенка за непослушание : способы и рекомендации

Как правильно наказывать ребенка

Как тогда быть? Вообще не реагировать? Это было бы то же самое, что и наказание стульчиком. Ребенка нельзя оставлять один на один со своими проблемами! Как говорилось выше, любому поступку есть объяснение. Нужно понять причину «неправильного» поведения и…

  1. Поддержать ребенка.
  2. Пожалеть малыша.
  3. Посочувствовать.

Тогда чем мы заменяем наказание?

Взаимопонимания вам и вашим детям. Избегайте наказаний!

Смотрите обсуждение методов наказания с точки зрения медицины:

С точки зрения психологии:

Была ли эта информация полезной?ДаНет

Правила наказания детей

  1. Наказание ни в коем случае не должно причинять ребенку ни психологического ни физического вреда.
  2. Нельзя откладывать наказание на потом, оно должно идти сразу же за проступком.
  3. Наказывать стоит тому родителю, с которым случился конфликт у малыша.
  4. Если ребенок наделал много шкоды, наказание должно быть одно и сразу за все.
  5. Если Вы пообещали наказать ребенка, то обязательно сделайте это, так как пустые угрозы приводят к тому, что у ребенка возникает чувство вседозволенности.

Воспитание ребенка