Как мы второй год учимся на удаленке и еще не сошли с ума

Продолжается вторая неделя школьной жизни. Дети приносят домой дневники не только с оценками, но и с домашним заданием. А это значит, что родителям после рабочего дня необходимо выделить часы своего отдыха на «дополнительное» образование.

Зачем задаются домашние задания

Немало людей – как школьников, так и их родителей – интересуются этим вопросом. Ведь домашние задания обычно не содержат нового материала, а направлены на закрепление пройденного на уроке. Но в этом и заключается их смысл: тема школьного занятия может быстро «выветриться» из памяти, особенно если она показалась ребёнку нудной и не соответствует его интересам и увлечениям. Дома, в принципиально иной обстановке, ученик должен снова вернуться к пройденной теме, в этом случае закрепляется произвольное запоминание.

Но значение домашних заданий не только в этом. По крайней мере, в начальных классах домашнее задание – это единственный вид работы, который ребёнок обязан делать самостоятельно. За эту работу он несёт ответственность. Поэтому задание уроков на дом – это отличный способ развить данные качества личности – самостоятельность и ответственность. Уроки нужно делать даже в том случае, если школьник хорошо понял тему на занятии в школе. В домашнем задании больший упор делается на практическую часть, поэтому для ребёнка это способ проверить усвоенную тему «в деле».

Когда мы учим маленьких школьников выполнять домашние задания, нужно разъяснить ему необходимость именно самостоятельной работы. Школьные уроки – это своеобразная подготовка к взрослой жизни, и у учёбы с работой есть много общего. Можно привести параллели – у мамы своя работа, у папы своя, и ты тоже делаешь свою работу – ходишь в школу и делаешь домашнюю работу.

Многие родители помнят, как им в детстве говорили: будешь плохо учиться – станешь дворником. Некоторые и сейчас говорят это своим чадам. В этом, в принципе, есть резон. Нужно только объяснить до конца – что люди, которые занимают важные посты, являются начальниками и хорошо зарабатывают, делают очень сложную работу и притом делают её самостоятельно. А тот, кто с детства не любит сложных заданий и боится самостоятельных решений (пусть даже и ошибочных!), во взрослой жизни будет работать только на простых и дешёвых местах – дворником, грузчиком и т. д.

Когда нужно делать домашнее задание

Важно определить, когда ребёнок должен делать уроки. Не следует откладывать их на вечер: ночное время – это период отдыха для организма, особенно для мозга. Оптимальное время занятий для школьника, учащегося в первую смену, — через час или полтора после возвращения из школы. Если он посещает какие-то дополнительные занятия, секции или кружки, то уроки можно сделать и в более позднее время. А в том случае, если ребёнок учится во вторую смену, уроки лучше всего делать утром.

Не нужно отвлекать его посторонними обязанностями, такими как уборка. И ребёнок, и родители должны осознать, что самое главное для него – это учёба. Прибраться можно в любое другое время, мусор никуда не убежит.

Нужно ли ограничивать ребёнка во времени?

Большинство педагогов и психологов уверено, что нельзя, он должен выполнять задание в том темпе, в каком ему удобно. Спешка принесёт только вред: уроки либо будут сделаны не полностью, либо неправильно, либо неаккуратно. Понятие «быстро» для такого возраста – весьма тонкое и растяжимое, по-настоящему быстро ребёнок научится делать уроки только в более старших классах.

Но справедливо и то, что чрезмерно затягивать выполнение уроков не нужно, в этом случае ребёнок устанет и будет только делать вид, что работает над заданием. Ограничение времени должно производиться, так сказать, естественным образом: для первой смены ограничивающий фактор – вечер, когда нужно готовиться ко сну; для второй смены – отправка в школу. Однако ребёнок, если он не устал, и сам стремится поскорее расправиться с уроками, чтобы пойти гулять. Долгожданная свобода и интересные занятия – хороший стимул к быстрой работе.

Выполнение домашнего задания может быть длительным. В этом случае необходимо придерживаться особого режима. Каждые 20 – 30 минут нужно давать ребёнку возможность отдохнуть. Здесь такое же соображение, что и в школе: уроки сменяют друг друга не подряд, между ними есть длинные и короткие перемены.

Работа над уроками дома, с точки зрения ученика, сильно отличается от школьных занятий. Можно не торопиться, подольше отдохнуть, приступить к делу тогда, когда удобно; мама не будет ругать за двойки и ошибки, можно заглядывать в учебник и даже в «решебник» — дома это не возбраняется. С одной стороны, это положительный фактор, но с другой – отрицательный: меньшая строгость по сравнению со школьными занятиями приведёт к снижению ответственности и самоконтроля. Ребёнок начнёт есть за работой, смотреть телевизор, слушать музыку, а всё это будет отвлекать. В результате он засидится за столом и не сможет выполнить другие важные дела, а также отдохнуть. Поэтому домашнюю работу родители должны контролировать.

Практичные советы психолога

Как помочь ребенку хорошо учиться — советы психолога

Итак, что же нужно делать, по совету психологов, дабы ребенку было легче учиться.

1) Во-первых, следует обратить внимание на то, сколько жидкости потребляет ребенок. Именно ее недостаток вызывает быструю утомляемость, снижение концентрации внимания. Насыщая кровяные клетки кислородом, вода помогает повысить работоспособность и эффективность процесса обучения. Поэтому следует проследить, чтобы ребенок пил как можно больше жидкости, особенно работая за компьютером.

2) Необходимо научить ребенка (например, в игровой форме) навыкам планирования. Для этого можно завести ежедневник или блокнот, отмечая в нет цели или задачи. Каким либо способом помечать те дела, которые уже выполнены. В нем может быть записано все, например, домашнее задание, поход в школу или спортивную секцию – вся эта процедура пожжет спланировать время;

3) Нужно организовать рабочее место для занятий. И для этого желательно, но не обязательно должна быть выделена комната или специальный стол. Это может быть обычный стол, но в пределах досягаемости должны быть учебники и другие необходимые книги, а также канцелярские инструменты, чтобы ребенок не вскакивал и не расхаживал по квартире за той или иной вещью. Место должно быть хорошо освещено лампой. Еще необходим подходящий стул со спинкой. Также рекомендуется создать спокойную, не отвлекающую от учебы обстановку, это поможет школьнику сделать работу качественнее и быстрее.

Практичные советы психолога

4) Должен быть обеспечен постоянный режим дня. Для каждого ребенка он индивидуален, поэтому четких временных рамок и правил нет. Следует подойти к данному вопросу основательно, и в соответствии с особенностями ребенка. Например, кто-то хорошо делает уроки сразу придя со школы домой, кому-то нужно отдохнуть. Особенно важен режим дня тем детям, которые посещают помимо школы дополнительные секции или другие занятия.

Читайте также:  Можно ли есть яблочное варенье при грудном вскармливании?

5) Еще одним немаловажным моментом являются перерывы в работе. Ведь долго делать уроки совсем не значит хорошо их сделать. Большинство детей не могут долго быть сосредоточенными на одном деле, им необходимы перерывы. Есть временные нормы времени, которое нужно затрачивать младшим школьникам на подготовку домашнего занятия:

— один час – 1 класс;

— час-полтора – 2 класс;

— полтора-два часа – 3 и 4 класс.

В перерывах можно перекусить, или сделать разминку для глаз, рук или спины. В школе у ребенка нет возможности пройтись во время урока и выпить воды, если он устал, поэтому дома ему обязательно нужно это обеспечить.

6) Обучение ребенка конспектированию также важный элемент хорошей успеваемости. Следует помочь детям освоить некоторые приемы:

— не записывать все подряд, а выделять основное. Это помогает сэкономить время и силы, а также понять или немного запомнить информацию, которая записывается;

— писать разборчиво, так как обратное, а также частые сокращения приведут к трате нервов и времени при попытке прочесть и понять написанное;

— повторное прочтение конспекта с выделением цветом основных мыслей увеличит процент усвояемости материала.

Практичные советы психолога

7) Можно комбинировать разные способы, помогающие запоминанию: конспектирование, карточки с основными моментами, проверка задания третьим лицом;

8) Одним из наиболее важных моментов является оказание помощи школьнику, без оказания ему «медвежьей услуги». Основная цель обучения – научится делать это самостоятельно, справляться с трудностями самому. Помогать нужно советом, или примером, но не делать вместо него.

Неблагоприятные моменты учения следует преодолевать улыбкой, трудом, терпением. Все должно быть непротиворечивым и постоянным. Не нужно сравнивать детей между собой, сравнивайте ребенка с ним вчерашним.

Учитывая все вышесказанное, ответ на вопрос как помочь ребенку хорошо учиться становится более ясным. Советы психолога говорят об одном – доброжелательность главный ключ. Поэтому возьмите терпение, позитивное настроение, желание помочь своему ребенку и приведенные здесь советы – это и является той самой правильной помощью ребенку.

Узнайте прямо сейчас о самом полезном препарате Плантекс для новорожденных (инструкция по применению). От колик, запоров, вздутия, срыгивания и для нормализации пищеварения.

Домашнее задание

Для подготовки ребенка к самостоятельному выполнению домашних заданий необходимо пройти несколько этапов. Помните, что у детей это происходит по-разному: кто-то может этому научиться за неделю, а кто-то — за несколько месяцев. Поэтому родителям необходимо набраться терпения и быть готовыми протянуть руку помощи. Во-первых, определите свое отношение к школьным отметкам: главное для Вас — десять баллов любой ценой либо интерес ребенка к познанию и уверенности в своих силах? Во-вторых, отучите себя от привычки исправлять каждую ошибку. Просто попросите остановиться и подумать, возможно, ребенок сам заметит и исправит свой недочет. Но и накапливать ошибки тоже не стоит, ведь это может снизить уверенность ребенка в себе.

Как привить организованность и готовиться к контрольным

Самое сложное для детей во всей этой истории — организовать самого себя. Это не тот навык, который можно насильно привить за короткое время. Я не могу сказать, что научила детей организованности.

Как привить организованность и готовиться к контрольным

Некоторым людям просто необходима рабочая атмосфера. Им тяжело трудиться дома, потому что это место для отдыха и там абсолютно невозможно сосредоточиться. Прокрастинация подстерегает нас повсюду — это соцсети, игры, чаты, «Ютуб». Как с этим бороться — не знаю. У меня нет проблем с организацией труда дома, я люблю удаленку, могу работать и в кровати. Моя лень распространяется только на физическую активность. Может, именно поэтому я молодец на удаленке, а дети — не очень.

Как привить организованность и готовиться к контрольным

В прошлом году я старалась внедрить в процесс обучения детей методологию канбан — это такой метод управления проектами из аджайл-философии. Мы сделали пробковые доски и прикрепили на них стикеры-задачи, которые нужно было успеть выполнить за неделю. Все наглядно: смотришь на доску и сразу видишь свою загрузку на ближайшие дни. Если не успел сделать математику сегодня, можно передвинуть ее на другой день, чтобы задача не потерялась. Еще с такой доской хорошо видно, что накапливать задачи — неудачная идея.

«Устали все»: сколько стоит подготовить ребенка к первому классу во время пандемии

Как привить организованность и готовиться к контрольным

Все это выглядело круто и эффективно только в моей голове взрослого и деформированного жизнью менеджера. На деле вышло вот что: несколько месяцев я мужественно следила за обновлением досок. Потом с них опали карточки-задачи. Потом коробку с карточками перевернула собака, половина из них потерялась. Теперь в каждой комнате у нас есть по пустой пробковой доске.

Как привить организованность и готовиться к контрольным

Выглядит очень классно. Красные карточки — обязательные занятия, желтые — домашнее задание, зеленые — спорт. Но в реальности оказалось не так эффективно, как у меня в голове

Как привить организованность и готовиться к контрольным

Тогда же, в прошлом году, во время триместровых контрольных мне приходилось сидеть с детьми и смотреть, как их слезы заливают клавиатуру. Они все оставляли на последний день, на потом, на «сделать быстренько», но это не срабатывало. Мы отбирали телефоны, блокировали сторонние сайты и отправляли детей повторять материал. Так как заниматься было особенно нечем, то им приходилось смотреть обучающие видео. Когда и это не помогало, мы дежурили в комнатах. Получился почти тюремный режим, но мы применяли его только на время контрольных. Отрицательная мотивация иногда лучше, чем положительная.

Как привить организованность и готовиться к контрольным

В итоге все всё сдали в среднем неплохо, выводы сделали. После Нового года стало немного легче, но только немного.

Как привить организованность и готовиться к контрольным

Вот итоги триместровых контрольных за пятый класс. Но их нельзя внести в личное дело, потому что в пятом классе мы никуда не прикреплялись. В этом году у нас все официально

Как привить организованность и готовиться к контрольным

В этом году дети справляются сами, в ноябре мы сдали очередные триместровые контрольные. Сейчас у нас снова период вечных напоминаний. Но так как дети взрослеют, им иногда и правда проще сделать, чем выслушивать мои длинные и сердечные излияния по поводу тревоги об их судьбе.

Мы решили попробовать на детях метод помидора — это популярная техника по повышению эффективности. Мы засекаем таймер и даем установку ни на что не отвлекаться в течение этого времени. Если отвлекся, таймер нужно остановить. У меня нет уверенности, получится или нет. Время покажет.

«Все, что нужно знать о технике Pomodoro» — «Лайфхакер»

В общем, играть в демократию при подготовке к контрольным не слишком получилось. Тут, к сожалению, не работает принцип «дал задачу — выполнили» или «они такие ответственные — все сделали сами без напоминаний». Приходится постоянно ходить, напоминать, повышать голос, спрашивать, а не забыли ли, проводить душеспасительные беседы.