Границы и правила для ребенка: как устанавливать

Все родители, когда только узнают о том, что у них будет малыш, начинают придумывать, каким вырастет их ребенок, чем он будет заниматься. Когда ребенок появляется на свет, растет и не оправдывает надежд мамы и папы, кажется, приходит чувство глубокого разочарования ко всем – и к родителям, и к малышу. Чтобы такого не произошло с вами и вашим чадом, мы расскажем в этой статье, как воспитать ребенка счастливым, и от этого самому испытывать моральное удовлетворение.

ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ в установлении границ

Мы пойдем от обратного, и я дам вам немного вредных советов 🙂

Итак, если вы хотите размыть границы в отношениях с ребёнком и лишиться своего авторитета, обязательно последуйте им!

1. Уверенность. Сомневайтесь в себе — много и по разным поводам. Важно избавиться от уверенности в том, что вы хорошая мама и что у вас есть основания что-то требовать от ребёнка. Ни в коем случае не слушайте себя, а действуйте так, как советуют другие. Забудьте о последовательности, удивляйте ребёнка постоянно новыми требованиям:)

2. Интонация. Ни в коем случае не говорите твёрдо и однозначно, говорите тихо и заискивающе. Жалобно упрашивайте ребёнка или раздраженно покрикивайте на него.

3. Инструкции. Не говорите ребёнку прямо, что ему делать, просто запрещайте ему все подряд, шикайте на него и задавайте побольше вопросов: «Ну, зачем ты это сделал?», «Ну куда ты лезешь?”

4. Корректировка. Как можно дольше ждите от ребёнка первого шага, не напоминайте ему о правилах, не корректируйте его поведение сразу, припомните обо всех его ошибках через пару дней! Ни за что их не забывайте и напоминайте ребёнку о них почаще!

5. Твердость. Устраивайте побольше дискуссий вокруг ваших требований, торгуйтесь и учите ребёнка оспаривать ваши слова аргументами!

6. Поощрение. Ни при каких обстоятельствах не хвалите ребёнка, если он вас послушался, это даст ему обратную связь, что он действует правильно. К чему вам это? Воспринимайте хорошее поведение, как само собой разумеющееся, и тогда границы будут надёжно запутаны.

Вот такие шуточные наставления.

А если серьезно, то в моей практике, родители часто следуют этим вредным советам. Жаль, что многие осознают свои ошибки и их цену слишком поздно…

Есть и противоположная крайность. Многие родители, опасаясь, что их ребенок сядет им на голову, стараются “не дать слабину” и используют наказания.

Наказания — довольно тонкий инструмент. Чтобы он стал полезным для ребенка и научил его хоть чему-нибудь хорошему, нужно постараться. В противном случае ребенок становится обозленным, а родители теряют доверие.

Если вы хотите проверить себя, не допускаете ли вы базовых ошибок в наказании, пройдите тест “ТОП-5 ошибок в наказании ребенка”.

Благодаря ему вы сможете понять, есть ли у вас перегибы, и соблюдаете ли вы технику безопасности при наказаниях. Также вы получите советы, что стоит подправить в воспитании и возможно ли заменить наказание другими методами в вашем конкретном случае.

Этот тест абсолютно бесплатный, создан для просветительских целей, чтобы родителям было легче в воспитании ребенка, так что смело жмите на ссылку и повышайте свой родительский уровень!

Продолжим!

Как воспитать ребенка уверенным в себе?

Уверенность в себе – это одно из главных качеств, которым должен обладать каждый человек. Оно помогает нам добиваться поставленных целей, отстаивать собственную точку зрения и при этом всегда жить в гармонии с собой. Некоторые мамы и папы думают, что если они будут все время хвалить своего ребенка, то его самооценка от этого будет только повышаться. Но только иногда она может повыситься до такой степени, что чадо вырастет самовлюбленным эгоистом, не умеющим прислушиваться и уважать чужие мнения.

Мы поделимся с вами несколькими советами, как воспитывать ребенка, чтобы он вырос самоуверенным, но не самовлюбленным:

  1. Не хвалите ребенка оценочно. Если вы будете ему говорить, что он самый умный, самый красивый, то когда окажется, что он не такой на самом деле (ему об этом скажут, он это поймет сам), то у него начнется раздвоение личности. Он начнет сильно переживать из-за того, что не соответствует словам мамы, которая сама только верит в то, что говорит. Ребенок должен адекватно относиться к себе, объективно.
  2. Хвалите ребенка только за результат его работы и за хорошие поступки. Но всегда оставляйте ему зацепку, чтобы он не думал, что его отличное поведение – это предел для его развития.
  3. Не влияйте на своего ребенка, а направляйте его. Вы не должны обсуждать малыша, его личные черты характера с кем-то. Вы должны именно с ребенком обговаривать ситуацию, в которой у него что-то не получилось. Например, если он получил плохую отметку в школе, не надо его сразу за это ругать, лучше указать, что надо делать, чтобы такого больше не повторилось.
  1. Не оскорбляйте малыша за то, что он в чем-то ведет себя неуклюже. Лучше поощрите лишний раз. Это вселит в него уверенность, что ошибаться можно, главное – вовремя исправиться, сделать выводы, чтобы ошибки больше не повторялись.
  2. Предоставляйте ребенку право выбора в принятии решений. Не стоит ему указывать. Вы можете его попросить, а он уже сам решит, отвечать вам на просьбу или нет. Как правило, дети чувствуют, что родители нуждаются в его помощи, потому что уважают его, ценят, относятся как к равноправному члену семьи. Если у вас так, то малыш никогда не откажется выполнить просьбу, которая будет к нему адресована.
  3. Учите ребенка самостоятельности. Пусть он приходит к вам не спросить разрешения сделать что-то, пусть он просит вашего совета. Он научится к вам прислушиваться, но в то же время будет самостоятельно принимать решения.
  4. Во время обсуждения какого-то семейного вопроса обязательно интересуйтесь мнением ребенка. Он должен знать, что за него ничего не решат, что его точка зрения имеет такой же вес, как мнение папы и мамы. Вообще чаще разговаривайте с ребенком на разные темы. Отвечайте на его вопросы четко и правдиво.
  5. Не пытайтесь от ребенка откупиться. Некоторые родители из-за того, что недостаточно уделяют внимание своему чаду, покупают ему дорогостоящие брендовые вещи. Но этим они опускают самооценку своего ребенка. Настоящее счастье не может быть материальным. Рано или поздно малыш все равно поймет это и укажет вам на то, что вы недостаточно уделяли ему внимания.
  1. Благодарите своего ребенка за то, что он делает для вас. Если он будет слышать, что вы цените его поступки, он увереннее от этого будет себя чувствовать. Ребенок будет понимать, что у него есть чувство собственного достоинства, которое уважается самыми близкими для него людьми.
  2. Нельзя подвергать малыша гиперопеке. Он должен падать, сбивать коленки, есть холодное мороженое и валяться в песке, потому что это нормальный процесс адаптации ребенка к окружающему миру. Если вы всего этого его лишите, он будет не знать, как себя вести, если вдруг с ним случится что-то из того, что вы не проконтролировали, а это прямое следствие неуверенности в себе.
Читайте также:  Время сна и бодрствования ребенка по месяцам

Учтите, что пытаться воспитывать ребенка возрастом до 1 года уверенным в себе, это бессмысленно, потому что его главная задача в этот период времени – расти и развиваться.

Также бессмысленно пытаться начинать такое воспитание, когда ребенку уже будет больше 10 лет. Начинайте воспитание в этом отношении, когда ваше чадо достигнет 3 лет.

Создавайте ребёнку границы

Детям необходимы границы, иначе они просто не понимают, как жить в нашем большом мире. Чётко очерчивайте рамки, за которые выходить нельзя. Тогда ребёнок не будет вас раздражать и не вводить в ступор окружающих людей.

«В природе детей — двигаться вперед, пока они не наткнутся на какое-то препятствие. Некоторым детям достаточно просто знать, что препятствие существует, другим требуется несколько раз упереться в него со всего размаха, но границы необходимы всем. Мир без границ — для маленького человека очень опасное и пугающее место».

Профилактика

Чтобы ребёнок не вырос непослушным, необходимо начать его воспитывать с самого раннего возраста (1,5-2 лет).

  1. Научить его саморефлексии, контролировать собственное поведение. Для этого он должен понимать, что он сделал хорошо, а что плохо. Должен усвоить слова «нельзя», «нет», «не надо».
  2. Воспринимать его как взрослого человека. Позволять совершать ошибки и учиться на них. Дать ему относительную свободу — с той целью, чтобы он научился нести ответственность за собственные поступки.
  3. Отсеивать дурное влияние со стороны, ограничить общение с теми, кто заставляет его быть непослушным. Это может быть пример соседского задиристого мальчика или отрицательного персонажа из мультсериала. Нередко этому невольно способствует всеобъемлющая любовь бабушек.
  4. Не делать его центром Вселенной.
  5. Растить в системе поощрений и наказаний (не телесных, конечно). Сделал хорошо — похвалили, нарушил запрет — придётся чем-то пожертвовать (лишиться сладкого, телефона или любимой игрушки).
  6. Не подавать дурной пример, при нём всегда уважительно относиться к другим людям, будь то член семьи или случайный прохожий на улице.
  7. Чтобы воспитать его, не обязательно быть жёсткими. Это не синоним требовательности. Правила и запреты нужно доносить спокойным голосом и без насилия.
  8. Ежедневно разговаривать с ним, обсуждать, что произошло сегодня, что хорошего и не очень он сделал за день.
  9. Не бояться проявлять любовь и заботу, уделять ему достаточно времени, но в то же время предоставить и личностное пространство.

Чем раньше родители займутся воспитанием, тем меньше проблем у них потом возникнет. И помните: самые непослушные дети вырастают в неблагополучных семьях, где отношения между взрослыми и сама атмосфера оставляют желать лучшего.

Читайте также:  Когда и как поговорить с ребенком о сексе. 5 советов

Как вырастить ребенка самостоятельным?

Сколько бы лет ни было ребенку — 2 года или 18 лет — никогда не поздно помочь ему стать самостоятельнее. Для этого стоит соблюдать несложные правила.

  1. Всегда интересоваться желаниями и предпочтениями ребенка. Это касается еды, досуга, профессии, увлечений и т. д. С первых лет жизни ребенок должен твердо знать, чего он хочет, и учиться принимать решения самостоятельно.
  2. Позволять ошибаться и не делать из ошибки трагедию. Ошибки это опыт, ребенок должен понимать, что ошибаются все, извлекают урок и пробуют снова.
  3. Оказывать помощь по принципу «Помоги мне сделать это самому» — это один из принципов методики воспитания Марии Монтессори, направленный на развитие самостоятельности у детей с 2 лет. Он заключается в том, чтобы объяснить, как сделать то или иное действие своими силами, а не выполнить его вместо ребенка;
  4. Привлекать к домашним обязанностям с малых лет. У каждого ребенка должна быть своя зона ответственности — это его вклад в семью, как полноценного ее члена. Двухлетний малыш вполне может помогать маме на кухне, убирать свои игрушки и вытирать после себя раковину. Вначале родителям стоит контролировать выполнение этих обязанностей, затем — только напоминать, и уже в школьном возрасте у ребенка полностью формируется ответственность.
  5. Следить за тем, чтобы у ребенка было достаточно свободного времени (не менее 1-2 часов в день). Это поможет ему определить вещи, которые действительно ему интересны, а не навязаны родителями или педагогами.
  6. Советоваться. Вовлекать ребенка в обсуждение домашних дел полезно для формирования самоценности ребенка. Советуйтесь с ребенком, какой наряд вам лучше надеть, что купить к ужину и какой подарок выбрать старшему брату.
  7. Подавать позитивный пример. Демонстрируя свои лучшие качества, вы создаете благоприятную атмосферу в семье, что наилучшим образом сказывается на личности ребенка.

Это общие рекомендации, которые стоит соблюдать каждому родителю. Возможно, вы инстинктивно следуете этим советам — это говорит о том, что для воспитания своих детей вы выбрали оптимальный стиль — демократичный.

Вот еще несколько практических советов о том, как сформировать у ребенка определенные качества.

Комплексные задачи

Дети старшего дошкольного и младшего школьного возраста часто испытывают трудности с выполнением комплексных задач. Они попросту не способны удержать в голове все составляющие и очередность их выполнения. Чтобы помочь им преодолеть эти трудности, следует:

  • разбить задачу на небольшие блоки (принести одежду из шкафа — надеть брюки и футболку — надеть ботинки — взять портфель);
  • проговаривать каждый блок ребенку в течение нескольких дней;
  • заменить словесное сопровождение на графические или текстовые подсказки (картинки или список блоков), то есть дать ребенку собраться уже без вашей помощи;
  • добиться полной самостоятельности.

Этот несложный алгоритм работает даже в случаях с гиперактивными детьми и экономит много времени и сил родителям. Его можно применять для уборки в комнате (убрать со стола, под кроватью, на полу — отнести грязные вещи в стирку — заправить кровать), сервировки стола (расставить тарелки — разложить салфетки — достать приборы — поставить бокалы), утренних гигиенических мероприятий (проснуться — умыть лицо — почистить зубы — снять пижаму — заправить кровать — надеть одежду) и т. д.

Самоорганизация

Научить ребенка грамотно распоряжаться своим временем — задача непростая, но важная. Самоорганизация — это не только про пунктуальность, но и про эффективность использования времени и личную продуктивность. Несколько советов для родителей:

  • развесьте или расставьте часы по всему дому, чтобы они всегда были перед глазами у ребенка, еще лучше — купите ему наручные часы (не смарт-часы, и не смартфон — лишние функции будут отвлекать его от главного);
  • для ускорения ежедневной рутины (умывания, переодевания, завтрака) используйте таймеры или песочные часы, чтобы ребенок учился оперативно собираться в школу;
  • если у школьника трудности с ранним подъемом, можно каждое утро ставить новый сигнал будильника или записывать сообщение с подсказкой, где вы спрятали лакомство к завтраку, еще один вариант — записать его собственный голос в качестве мелодии будильника: детям нравится слушать себя в записи, это ускорит пробуждение и сделает подъем легче.

Если вы хотите, чтобы ребенок был самостоятельным, — не мешайте ему проявлять инициативу и совершать ошибки, будьте рядом, чтобы убедиться в безопасности и помочь, если вас об этом попросят. Максимальная свобода в соответствии с возрастом — вот важнейшее условие взросления и гармоничного развития личности ребенка.

Тренажер для развития мышления Тренажер — это база из 4000 задач, разработанных специально для развития навыков мышления учеников 1-4 классов узнать подробнее

Упрямый ребенок: как воспитывать?

Проявление упрямства у детей — один из этапов их личностного развития. Практически каждый ребенок в дошкольном возрасте проходит этот непростой для родителей период, проверяя на прочность их терпение. Задача мам и пап — правильно среагировать на заметные изменения в поведении малыша и грамотно скорректировать его.

Причины упрямства

Понять истоки детского упрямства родителям крайне сложно. Казалось бы, у малышей-дошкольников совершенно беззаботная жизнь — даже уроки учить еще не нужно. Однако психологи уверяют, что упрямство впервые проявляется у детей в возрасте 3 лет, когда они начинают по-новому оценивать себя и свою личность. Именно в этот период малыши знакомятся с новыми эмоциями, контролировать которые еще в полной мере не могут. Результат — слишком яркая реакция на события и слова, проявляющаяся в виде неповиновения, обид, капризов и иногда даже истерик.

Читайте также:  Все, что родителям нужно знать про питание в детском саду

Чтобы скорректировать поведение ребенка, необходимо, прежде всего, установить причины детского упрямства. Чаще всего к непослушанию дошкольников приводят следующие факторы:

  • Кризис трех лет. Считается, что в 3−4 года ребенок проходит свой первый возрастной кризис, во время которого наблюдаются заметные изменения в поведении. Одним из ярчайших проявлений и является упрямство.
  • Эмоциональный фон в семье. Упрямство может стать естественной реакцией ребенка на частые конфликты между родителями и другими членами семьи. Таким образом он пытается переключить внимание близких на себя.
  • Особенности воспитания. Слишком мягкое отношение к ребенку нередко приводит к тому, что он чувствует себя центром семейного внимания. На любое «неповиновение» со стороны родителей малыш отвечает упрямством. Аналогичная реакция возможна и в семьях, где практикуют строгие правила воспитания.
  • Индивидуальные особенности дошкольника. Не стоит забывать, что ребенок — это личность, а значит, у него формируется свой характер, свой темперамент. Возможно, упрямство просто является неотъемлемой частью его характера.

Справиться с детским упрямством сложнее, чем, например, отучить обзываться . Однако при правильном подходе к решению проблемы родители смогут свести к минимуму проявления непослушания своего малыша.

Налаживаем контакт

С упрямым ребенком очень сложно договориться. У него всегда есть свое мнение, несогласие с которым может привести к серьезному конфликту. А попытки заставить или даже просто уговорить его что-либо сделать, как правило, заканчиваются ярким эмоциональным всплеском. Поддаваться такому поведению нельзя, но и идти на «сопротивление» не стоит. Лучший способ решить проблему — наладить контакт с ребенком, а затем заняться его перевоспитанием.

Родители должны понимать, что упрямство ребенка — это чаще всего не поведенческий порок, а проявление внутреннего эмоционального напряжения. Соответственно, обычная система наказаний и поощрений должного эффекта не даст, а, возможно, лишь усугубит ситуацию. Начните с простого — общайтесь с ребенком как можно чаще, даже во время проявления капризов старайтесь реагировать спокойно, не прекращайте диалог и не уходите в другую комнату, но на манипуляции не поддавайтесь. Возможно, даже этого будет достаточно — малыш поймет, что упрямство как инструмент давления на родителей неэффективно, и перестанет его использовать.

Что еще нужно и не нужно делать?

Если вы установили контакт с ребенком, но он продолжает проявлять упрямство, нужно менять систему отношений в семье. Есть несколько простых правил для родителей, отвечающих на вопрос, как воспитывать упрямого ребенка:

[3]

Каждый родитель, в конечном счете, сам решает, что делать, если ребенок упрямый и непослушный. Однако, независимо от выбранного метода перевоспитания, важно понять своих детей и постараться найти истоки упрямства. Возможно, родителям даже придется принять тот факт, что в процессе воспитания были допущены некоторые оплошности, которые оказали влияние на формирование поведенческих проблем ребенка. В любом случае, упрямство в дошкольном возрасте — это, скорее, норма, чем отклонение. Поэтому бить тревогу и в срочном порядке обращаться к детскому психологу не стоит — со временем проблема разрешится, и малыш снова станет послушным и покладистым.

А вы могли бы назвать своего ребенка упрямым? Если да, то как вы боролись с его непослушанием? Поделитесь в комментариях своим опытом — он будет полезен другим родителям.

Что делать, если у ребенка уже сформировалось неправильное понимание границ

В каких семьях обычно формируется неправильное понимание границ ребенком? В тех, где взрослые сами не научились выстраивать собственные границы. Их самих заставляли доедать, шлепали, ругали, тащили куда-то за руку. По инерции они перенесли привычное поведение в свою семью.

Иногда ситуация запущена глобально — все виды личных границ сильно размыты. Иногда не дает жить какой-то пунктик. Кого-то возмущает любое своеволие ребенка, кто-то постоянно проверяет личные сообщения в социальных сетях, кто-то требует от ребенка спать днем, кто-то наводит порядки в шкафах ребенка, несмотря на протесты.

В каких семьях обычно формируется неправильное понимание границ ребенком? В тех, где взрослые сами не научились выстраивать собственные границы. Их самих заставляли доедать, шлепали, ругали, тащили куда-то за руку.

Можно что угодно говорить про уважение чужого пространства, но если ребенок видит, как мама или папа роются без спроса в его вещах, он будет делать то же самое. Его поведение — это отражение поведения окружающих его взрослых.

Хорошо это или плохо? Плохо, потому что изъяны передаются по цепочке из поколения в поколение. И хорошо, потому что тогда все в наших руках: меняемся мы, меняются и наши дети.

Если у вашего ребенка уже сформировалось искаженное представление о личных границах, проверьте свое представление об этих границах и свои действия.