Дети помогают родителям. Домашние обязанности ребенка

Распад ячейки общества это всегда трагедия. Страдают и взрослые, чьи надежды не оправдались, и дети, которые растут в неполной семье. От того, как происходит развод, напрямую зависит мировосприятие дитя, его доверие к окружающим, его личность, отношения с тем родителем, который ушел из семьи. Расставаясь, супруги прежде всего должны обсудить, как объяснить ребенку, что родители разводятся. В этой статье мы расскажем, как это сделать с наименьшими последствиями для неокрепшей психики.

Как это организовать

Не про­сите детей сде­лать что-либо. Про­сто один раз обсу­дите, что они могли бы взять на себя, и закре­пите за ними их обя­зан­но­сти. Вы не должны ста­но­виться сер­жан­том-инструк­то­ром среди ново­бран­цев, но в конце дня вы — босс.

Не застав­ляйте детей делать что-то из-под палки. Помните, что отча­сти их работа бази­ру­ется на дове­рии. Ска­жите им, что необ­хо­димо сде­лать, и дайте понять, насколько вы уве­рены в том, что они с этим спра­вятся. Когда они почув­ствуют, что дей­стви­тельно помо­гают, очень инте­ресно за ними понаблюдать.

У мно­гих на кухне висит рас­пи­са­ние, в кото­ром пере­чис­лены все еже­днев­ные обя­зан­но­сти детей. В нем ука­заны дни недели и зада­ния, кото­рые дети должны выпол­нять в этот день. Этот гра­фик очень помо­гает, направ­ляя детей, и не нужно им ни о чем напо­ми­нать. Они могут в любой момент посмот­реть рас­пи­са­ние и уви­деть, что должны делать. Да, это не совсем иде­аль­ная схема, но рас­пи­са­ние опре­де­ленно помогает.

Какие требования к первокласснику выдвигает школа при поступлении?

Официального перечня вопросов для дошкольников, на которые ребенок должен знать ответ перед школой, не существует. Согласно Закону Российской Федерации «Об образовании» прием в первый класс государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений запрещается осуществлять на конкурсной основе.

Каждый ребенок 6,5-8 лет, который не имеет противопоказаний по здоровью, имеет право зачислиться в первый класс. Однако по заявлению родителей школа может принять ребенка и в более раннем или более позднем возрасте. Причиной отказа может стать только отсутствие в ней свободных мест.

Итого, все требования для поступления в 1 класс условны? Не совсем так.

Чтобы помочь родителям разобраться, чему же стоит научить ребенка до школы, мы подготовили этот обзор.

Советы детского психолога

Помочь ребенку пережить развод вполне по силам родителям. Нужно прислушаться к рекомендациям психолога.

  • Постараться не менять место жительства, так как ребенок нуждается в сохранении дружеских связей и привычной обстановки.
  • Если переезжаете, то не меняйте сразу детский сад или школу.
  • Если ребенок постарше, то позаботьтесь о том, чтобы он как можно чаще встречался со сверстниками того же пола, что и отсутствующий родитель. Можно записать ребенка в секцию.
  • Нельзя ограничивать встречи детей с отцом. У маленького человека должно быть представление о мужском типе воспитания.
  • Не делайте школьнику поблажек так как «у него трудный период». Он должен знать, что с него спрос будет всегда и его обязанности никто не отменял. Пусть хоть в этом будет стабильность.

Как переживают подобные события дети разного возраста

Сообщать детям о разводе родителей разного возраста нужно, принимая во внимания их психологию.

Так, малыши 3,5— 6 лет начинают винить себя в том, что семья стала неполной. Они считают себя центром всего, и все происходит только для них или из-за них. Папа больше не приходит значит это я плохой, он меня не любит, поэтому больше не живет с нами — именно так думает маленький человечек. Он очень остро переживает сложившуюся ситуацию.

Дети 7—8 лет испытывают злость и обиду, особенно на отца. В этом возрасте человек видит все либо черным, либо белым. Ребенок может даже отказаться общаться с папой. Наблюдается увеличение агрессии и тревоги.

В 10—11 лет дети чувствуют себя заброшенными и никому не нужными, сердятся и злятся на родителей, им стыдно за то, что они расходятся.

Читайте также:  Ребенок врет: насколько все плохо? \ Что нужно знать родителям?

Только после тринадцатилетнего возраста человек способен осознать истинные причины распада семьи и все его последствия, выстроить отношения с обоими родителями, это уже подростковый возраст, о нем прочтите ниже.

Неважно во сколько лет человек узнал о разводе родителей в 5 лет, в 7 лет, подростком или состоявшимся мужчиной. Это всегда стресс и крах семейных ценностей.

Как снизить переживания дошкольника при разводе родителей

Если ребенку 5 — 7 лет, ему очень важно знать что его любит мама и особенно папа, который его «оставляет».

Самый ценный и выполнимый совет психолога: не бойтесь избаловать ребенка! Пусть он чувствует заботу и участие, как родителей, так бабушек и дедушек.

Подумайте, какие общие интересы у малыша и папы. Возможно, когда он забирал ребенка из сада, то они заходили смотреть на роботов в витрине магазина или он читал ему на ночь сказку смешным голосом. В идеальном варианте так и должно продолжаться первое время. Если не возможно, то маме придется взять это на себя.

Малышу совсем необязательно знать истинных причин расставания супругов. Достаточно того, что папа и мама больше не могут жить вместе, так как им тяжело договариваться, и они часто ссорятся. О том, что появился в отношениях третий лучше умолчать.

Как вести себя с подростком

Рассказать подростку о сложившейся ситуации еще сложнее. В этом возрасте человек пытается быть старше и независимее, чем есть на самом деле. Часто дети замыкаются и считают, что могут самостоятельно справиться со стрессом или начинают вести антисоциальный образ жизни. Для мальчика как никогда важен мужской авторитет. Поэтому папа должен принимать участие в его жизни.

Не стоит врать или что-то утаивать. Он уже способен проанализировать ситуацию и решить, как ему следует общаться с каждым родителем.

  • Расскажите, что измениться в его жизни, какие обязанности появятся.
  • Не подрывайте родительского авторитета. Не говорите плохо о родителе.
  • Не позволяйте манипулировать собой. Подросток может угрожать матери, что уйдет жить к отцу или перестанет учиться. Родители должны придерживаться выбранной линии воспитания. Если один сказал нет, то второй не должен позволять.

По возможности с подростком должен провести консультацию детский психолог-профессионал. Это поможет снизить уровень переживаний, разобраться в происходящем и выработать стратегию поведения.

Если помощь психолога для вас недоступна, посмотрите видео, размещенные на этой странице.

При разводе очень сложно трезво мыслить и не позволять себе плохо говорить о бывшем муже в присутствии детей, 30% женщин и вовсе запрещают детям общаться с отцом. Вы сможете сохранить психологическое здоровье ребенка, только избавившись от претензий друг к другу, недосказанности и злости. Перед тем как разводиться обратитесь с мужем к семейному психологу. И если уж сохранить брак никак нельзя он поможет грамотно из него выйти.

Рекомендуем также прочесть:

  1. Как вернуть жену – советы психологов
  2. Как пережить развод с мужем независимо от возраста, советы психолога
  3. Как понять, что пора разводиться – советы психолога

Распространенные ошибки родителей

К новому состоянию любимого чада, который вчера думал только о мультиках и играх с друзьями во дворе, а сегодня заявляет о влюбленности, не готовы в первую очередь родители. Они не знают, как себя вести, поэтому совершают массу ошибок.

Advertisement

Распространенные ошибки родителей
  1. Не относятся к первой любви подростка серьезно, считают его слишком маленьким для чувств. Это очень обижает влюбленного, атмосфера внутри семьи накаляется, ребенок уходит в себя, перестает делиться с родителями переживаниями.
  2. Не одобряют выбор сына или дочери. Всячески осуждают внешний вид, характер, поведение подруги или друга своего ребенка. Для подростка его вторая половина идеальна, поэтому понять родителей он не может.
  3. Умаляют значение первой любви. «Это разве любовь?! Погуляете неделю вместе и разбежитесь! Маленькие еще!». Такие слова задевают подростка за живое, ему кажется, что первое чувство приходит навсегда. Насмешки могут сказаться на будущих межличностных отношениях, взрослой сексуальной жизни.
  4. Запрещают встречаться. Родители беспокоятся о заброшенной учебе, об отсутствии ребенка дома, о постоянных разговорах по телефону или общении через соцсети по ночам. В результате накладывают запрет на встречи с возлюбленным. Это приводит к конфликту между ребенком и взрослыми. Дети начинают играть в шпионов, им нравится роль Ромео и Джульетты. Чем больше запретов, тем сильнее желание им противостоять.
Читайте также:  Развитие памяти и внимания у детей + Диагностика

Группа боевых ботанов (11–лет)

В 1114 лет без вреда для здоровья можно сидеть с гаджетом чуть подольше: по 60 и даже 90 минут в день. Старше 14 – не более полутора часов.

«Вводите строгие ограничения на время игры в смартфоне или за компьютером, – говорит психолог, – и эти правила должны соблюдаться. Никаких «еще пять минуточек». Сначала ребенок будет протестовать, но потом привыкнет и смирится». Также следует выбрать время пользования гаджетом и следить, чтобы предписания выполнялись.

Что делать, если ребенок боится оказаться немодным без крутого гаджета?

«Научите детей не бояться быть не такими, как все, – советует психолог Антон Лысенко. – Моя дочь в свое время любила эпатировать одноклассников, но не тремя серьгами в ухе, а тем, что сидела на подоконнике и читала бумажную книгу. Все говорили «вау»! Если же ваш ребенок не лидер по натуре, а тихий, скромный, в этом тоже нет ничего страшного. Пусть ищет себе компанию таких же ботанов. Надо привести его в библиотеку, и будет группа боевых ботаников».

Наталья Нашталова

о подростках, взаимоотношения с окружающими, физиология, безопасность, Раннее развитие Другие статьи автора

Рекомендации для родителей «Критерии выбора игрушек»

Рекомендации для родителей.

Критерии выбора игрушек

Современная система образования предъявляет новые требования к образовательной среде. Игра и игрушка ребенка – важные составляющие образовательного пространства детей. Игрушка – тот инструмент, который помогает ребенку в сопровождении игры, является средством общения детей и сверстников, малыша и взрослого; предметом обучения, развлечения, а также – культурное орудие. Современная игрушечная индустрия ставит перед педагогами и родителями сложную задачу выбора «правильных игрушек».

Какой она должна быть? Какое место должна занимать в жизни ребенка? Какие игрушки не следует покупать ребенку? На что нужно обращать внимание при выборе игрушки? По каким критериям нужно выбирать игрушку для детей? Эти вопросы и многие другие определили тему публикации. В методической разработке представлены Рекомендации для родителей «Критерии выбора игрушек».

Рекомендации для родителей.

Критерии выбора игрушек

1. Игрушки должны быть безопасны для детей.

— Материал. Материалы, из которых были изготовлены игрушки, не должны обладать аллергенными и токсическими свойствами. Необходимо проверить и определить безопасность покрытия игрушки: краска должна быть однородного цвета, нанесена ровным слоем и не должна облазить. Обращайте внимание на то, чем набита мягкая игрушка. Идеальный вариант — синтепон (поролон через полгода может начать выделять вредные вещества). Если в игрушке есть маленькие шарики, оцените прочность материи, из которой сшита игрушка.

— Конструкция. Необходимо проверить отсутствие острых краев и заусенцев, узких щелей и отверстий, куда маленький исследователь может плотно засунуть пальцы. Обратите внимание на то, насколько крепко пришиты глаза, нос. Проверить прочность и надежность всех креплений и соединений. Подержите игрушку в руках, оцените ее прочность, обращайте внимание на вес игрушек, особенно погремушек.

— Запах. Не допускается наличие неприятного резкого запаха игрушки. Понюхайте пластмассовые и резиновые игрушки,

— Цвет. При выборе игрушки избегайте слишком ярких цветов, неестественные оттенки мот быть токсичны и способны негативно повлиять на зрение и нервно-психическое состояние малыша.

— Звук. Игрушки не должны быть со слишком громким, пронзительным и резким звуком.

— Гигиеничность. Выбираете игрушки, которые можно регулярно чистить и мыть, чтобы не накапливались бактерии. Наиболее гигиеничными являются игрушки из резины, пластмассы и поролона.

2. Игрушки должны соответствовать возрасту детей.

— изучить упаковку игрушки, определить возраст рекомендуемый производителем детских игрушек.

— для малышей не выбирайте игрушки, содержащие мелкие детали,

— ребенок младше указанного возраста на игрушке возраста не сможет правильно использовать ее своей игре

— игрушка, выбранная не по возрасту ребенка не будет развивать.

3. Игрушки должны быть сертифицированы.

— Приобретайте только сертифицированный товар. Старайтесь покупать игрушки в специализированных детских магазинах, так как при желании вы сможете ознакомиться с сертификатами качества и гигиены.

— Обращайте внимание на производителя. Имеет смысл познакомиться с названиями ведущих брендов игрушек.

— На все игрушки, прошедшие сертификацию в России, наносится значок Ростеста и прилагается инструкция на русском языке. Читайте этикетки!

Читайте также:  Как научить трехлетнего ребенка правильно держать карандаш

4. Игрушки должны быть полезны для психического развития.

— Не покупайте игрушки, которые провоцирует ребёнка на агрессию и жестокость, вызывает страх или тревогу, имеет грубый натурализм, унижает человеческое достоинство, вызывает психологическую зависимость в ущерб полноценному развитию ребёнка.

— Выбираете игрушки безопасные, привлекательные, эстетичные, соответствующие возрастным возможностям ребёнка, выполненные из экологически чистых материалов, в специальной упаковке.

5. Игрушки должны нести в себе педагогическую ценность.

— выбирайте полифункциональные игрушки, которые предоставляют возможность для развития способностей ребёнка: познавательных, физических, духовных, нравственных и т.д.

Смирнова Е. О. Во что играют наши дети? Игры и игрушки в зеркале психологии. — Изд.: Ломоносовъ, 2013 г., 224 с.

Психологические особенности

Отдельно стоит выделить возрастные психологические особенности детей 4-5 лет. Медицинские специалисты выделяют несколько особенностей изменения мышления в этот период:

  • До четырех лет все дети имели приблизительно одинаковое развитие. С этого периода должно произойти разделение общей группы маленьких людей на две основные категории. Мальчики начинают понимать, что они должны уступать девочкам, не обижать их и вести себя сдержанно в их присутствии. Маленькие принцессы должны понимать, что они намного мягче, скромнее и деликатнее мальчиков. В элитных детских садах уже происходит разделение детских спален, раздевалок и санитарных узлов по половому признаку.
  • Далее, возрастные особенности развития детей 4-5 лет изменяются. У ребенка появляется интерес к ролевым играм. Он с удовольствием примеряет на себя образ пожарника, доктора или повара. Дети начинают просить у своих родителей игрушки определенной категории.
  • Также у детей начинает формироваться свой собственный вкус. Например, им может быть не по нраву одежда, в которую родители нарядили их на утренник. Причем маленькая личность уже станет отстаивать свою точку зрения.
  • В этом возрасте дети уже могут объединяться в небольшие группы, у них появляются собственные интересы, секреты и цели.
  • Дети в четыре года уже начинают различать интонацию своих родителей, по ней они могут понять, как настроена мама или папа в данный момент.

Медицинские специалисты, которые разрабатывают возрастные психологические особенности детей 4-5 лет, называют этот период «стадией почемучки». Маленького человечка начинают интересовать абсолютно все процессы, которые его окружают.

Практикуйте с ребенком социальные сценарии

Застенчивому ребенку с трудом даются даже элементарные «здравствуйте» и «до свидания». Естественно, это не самым лучшим образом отражается на его социализации в детском саду и школе. Малыш буквально теряется и не может ни слова сказать, прячется за маму.

Попробуйте развить социальные навыки ребенка ролевыми играми и специальными упражнениями. Ценные рекомендации дает педагог-психолог Любовь Быкова: «Есть очень хорошее упражнение"сочини рассказ". Его можно практиковать везде — и на прогулке в парке, и пока вы идете в детский садик. Когда вы вместе сочиняете рассказ, малыш невольно начинает делиться впечатлениями про свой день в детском саду — что он там ел, в какие игры играл, с кем гулял. С помощью такого легкого и интересного упражнения вы учите ребенка излагать свои мысли и формируете доверительные отношения с ним».

«Можно поиграть в социальную игру, где ребенок выступает в роли покупателя. Вы вместе с ним отправляетесь в магазин и даете ему возможность самостоятельно заплатить за покупку. Он, подходя к кассе, перебарывает свой страх общения в социуме. В процессе развивается его самостоятельность и уверенность. — добавляет Любовь Быкова, — А если ребенок боится публичных выступлений, пусть сначала расскажет стихотворение в кругу семьи. Потом можно пригласить послушать произведение дедушку и бабушку, близких друзей. Прорабатывайте каждую деталь, создавая ситуацию успеха и поддерживая малыша. Так ребенок перестанет бояться, станет уверенным в себе. Он будет с удовольствием принимать участие в праздниках, выходить в школе к доске и находить новых друзей».

«Простейший инструмент психокоррекции — устроить домашний кукольный театр. Так ребенок отрепетирует разные личностные качества в игре. Он сам выберет, быть ему смелым или трусливым, не получая критики со стороны других людей. Ребенок научится переносить личностные качества, которые были отрепетированы в кукольном театре, в жизньч, — советует Инна Александровна.