Бывает ли кризис одного года?

На сегодняшний день специалисты не пришли к единому мнению о том, как именно происходит психическое развитие и отчего возникают периоды кризиса. Человеческая психика развивается неравномерно. Бывают периоды затишья, когда все идет постепенно. А бывают скачки, тогда все быстро и резко.

Что вообще представляет кризис и для чего он нужен?

Возрастной кризис – это короткий период перехода человека к новому уровню жизни, который сопровождается изменения в психологическом и эмоциональном плане.

Получается, что возрастные кризисы это необходимая часть нашей жизни. Благодаря им мы развиваемся, растем, меняемся физически, психически и эмоционально. Кроме того, во время кризисов меняется наше мировоззрение, отношение к людям, к себе, да и в целом, взгляд на жизнь. У многих людей кризисы могут проходит тяжело, а связано это с временным непринятием и конфликтом между старым Я и новым Я, которое возникает у человека.

Причины и признаки кризиса семилетних детей

Кризис в 7 лет обусловлен глубокими физиологическими изменениями в организме и формированием основных качеств личности. Причины кризиса в 7 лет заложены в следующих процессах:

– формирование в дошкольном и начальном школьном возрасте основ самосознания;

– самоутверждение личности часто связано с протестом против указаний и рекомендаций взрослых;

– неустойчивость эмоционального состояния из-за психических перегрузок;

– поступление в школу связано с новыми обязательствами и задачами, с которыми ребенок ранее не сталкивался.

Кризис 7 лет объясняется тем, что в этом возрасте происходит переход к новым сложным обязанностям, зачастую это связывают с утратой детской безмятежности и непосредственности.

Проявление признаков кризиса 7 лет может наблюдаться в различной степени. Их интенсивность зависит от психологического климата в семье и психических особенностей малыша.

Значение самостоятельной диагностики кризиса 7 лет очень важно для родителей, так как это состояние не является патологическим, а обусловлено нормальными психическими и физиологическими процессами. Семилетний кризис обязательно нужно успешно преодолеть для дальнейшего полноценного развития личности. Внимательные родители должны обратить внимание на симптомы наступившего кризиса семи лет, чтобы помочь малышу пережить этот сложный период. Характеристикой кризиса 7 лет является:

  • – повышенная раздражительность, возбудимость и вспыльчивость ребенка (связана с нагрузкой на психику в результате обучения);
  • – грубость, настойчивость и резкость объясняется попытками самоутвердиться как личность;
  • – непослушание развивается вследствие попыток идентифицировать свою личность и отделить ее от родителей;
  • – подражание поведению взрослых может приводить к неестественности, манерности, демонстративности;
  • – непонимание со стороны окружающих нередко приводит к агрессивности.

Фобии, неуверенность в себе и застенчивость могут мешать адаптации и налаживанию контактов со сверстниками.

Этапы кризиса

Кризис у ребенка 7 лет развивается последовательно и проходит несколько основных этапов:

  1. – Происходит смещение сферы интересов – привычные игры сменяются занятиями с целью овладеть знаниями. Новые условия требуют дисциплинированности и организованности. Появляется желание стать похожим на взрослых.
  2. – Развиваются негативные симптомы – непослушание, раздражительность, вспыльчивость. Это связано с несоответствием требований и уровня развития личности.
  3. – Ребенок адаптируется к школе, стабилизируется эмоциональный фон.

К началу последнего этапа кризис разрешается, отношения в семье и в школе налаживаются.

Кризис 7 леток протекает более мягко и незаметно в том случае, если малыша отдали в школу в этом возрасте. Раннее начало учебы (с 6 лет) способствует более тяжелому течению сложного периода, так как ребенок еще не готов к новым условиям и необходимость резкого изменения жизненного уклада может нанести психологическую травму. Во всех случаях, вопрос о том, готов ли малыш к школе, должен решаться индивидуально после консультации специалистов.

Психологи о кризисе семи лет

Мнение большинства психологов сводится к тому, что кризис 6-7 лет это необходимый элемент развития личности, связанный с взрослением. Большинство специалистов считают, что кризис взросления в 6-7 лет способствует осознанию новых обязанностей и является неизбежным явлением.

По Выготскому в психике малыша происходят бурные изменения и этим обусловлено появление первых признаков кризиса 7 летнего возраста. Циклическое течение стабильных и критических периодов дает надежду на благоприятный прогноз для такого этапа. Возрастная психология отмечает, что кризисы являются неотъемлемой частью жизни и развития и не должны восприниматься как патологическое состояние.

Некоторые детские психологи считают, что кризис у ребенка в возрасте семь лет проявляется наиболее остро, если родители допускают ошибки в воспитательном процессе. В неблагоприятном варианте создавшейся ситуации негативные реакции могут закрепиться и трансформироваться в черты характера.

Как распознать надвигающиеся проблемы?

Проблеме присущи определенные сигналы в действиях и поступках крохи. По ним достаточно легко распознать кризис одного года.

  • первый признак — частая смена настроения и переходы из одного состояния в другое сокращаются с каждым днем. Только что гладил кошку, а через 5 минут стал бить её кубиком. Обнимал подушку и смешно кривлялся, но через минуту выкинул и начал пинать.
  • необоснованная причина плача или капризов. Съела половину порции кашки и разревелась, что манка не зеленая. Потому что ей кажется, что в другом цвете еда была бы вкуснее. Корень проблемы — это кризис одного года у ребенка.
  • упрямство и упорство. Может отказаться обувать сапожки и требовать разную обувь на разные ножки или просит надеть носочки сверху на ботинки. Считает, что плаванье в луже самое интересное занятие и делает вид, что не слышит ваши слова. Всячески игнорирует любые замечания и просьбы. Не злитесь. Стоит запомнить, что это кризис 1 года у ребенка, возрастная психология.
  • противоречивое поведение. В кризис первого года жизни дитя будет недовольно всем и вся. Это плохое и это тоже. Гадкий папа и гадкая собака. Топанье ногами и истерические вопли.
  • постоянные требования внимания. Отошли на пять минут и сию секунду истерика с катанием по полу и хватанием за одежду. Сопли, слезы и хлюпанье носом.
  • мамин «хвостик». Чашечка кофе становится неосуществимой мечтой мамочки. Любимое чадо выливает напиток, радостно забравшись к ней на ручки, ведь он должен быть первым.
  • действия, выполняемые ранее с удовольствием, вызывают агрессию. Вдруг пугается горшка и разучился ходить в туалет.
  • отказ от еды
  • нарушение сна, повышенная тревожность и легкая возбудимость

Признаки кризиса проявляются комплексом и не стоит беспокоиться, если возникла всего одна. Бывает, малыш просто не «в настроении». Но не пропустите кризис одного года у ребенка.

Детские страхи

И еще малышу часто бывает страшно, поэтому он беспричинно плачет. Его могут напугать:

Детские страхи
  • рычащая бытовая техника;
  • громкие голоса;
  • гудящие машины.

Вспомните сами, что в детстве полно страхов. Когда-то вы тоже боялись теней на стенах, темноты, настороженно реагировали на неизвестные шумы. При отсутствии родительского понимая и внимания, страхи перерастают в фобии. Из таких детей вырастают «тревожные» взрослые с соответствующими личностными характеристиками. Они пугаются собственной тени, беспокоятся по пустякам. Чтобы видеть в будущем человека без комплексов, от авторитарного воспитания лучше отказаться.

Детские страхи

Часто в этот период мама даже в туалет не может сходить без ребенка. Это ттакой период, не переживайте и наберитесь терпения!

Что делать

Детские страхи

Достаточно показать, как гудит клаксон в папиной машине или включается бытовой прибор. Желательно при этом продемонстрировать его функциональные способности. Покажите, как пылесос превращается в змейку и заглатывает мусор. При виде закипающего чайника малыш замирает в ожидании, чтобы увидеть пар и гаснущую лампочку. Самое время поговорит об импринтах. Получение информации из среды в младенчестве и закрепление ее на практике оказывает влияние на формирование системы убеждения. В момент обостренного состояния психики мозг восприимчив к сигналам извне, и любая реакция навсегда откладывается в голове. Чтобы показать малышу, насколько опасен огонь, поднесите палец к пламени, чтобы малыш почувствовал жар, затем сожгите бумажку, озвучивая каждое движение.

Кризис года

Кризис возрастных рамок. Малыш уже многому научился, у него появилась масса возможностей. А вместе с возможностями, выросли и потребности.

Читайте также:  Как и когда рассказать старшему ребенку о вашей беременности

Ребенок научился ходить, и территорий для исследований стало гораздо больше. Он считает себя вполне самостоятельным, чтобы решать куда именно ему идти. Но страх еще остался и мама совсем не помешает где-то рядом.

В среднем кризис 1 года происходит в возрасте от 9 месяцев до 18. Пугаться этого не стоит и делать преждевременные выводы о сложном характере ребенка не надо.

Тут главное умело вырулить, чтобы по окончанию кризиса малыш не растерял свои исследовательские навыки, а интерес изучать мир не пропал. В то же время, он должен четко уяснить, что родители умнее, они много знают и умеют. И слушаться их надо.

Признаки этого кризиса:

  • Завышенные требования внимания к своей персоне;
  • Излишнее упрямство;
  • Попытки ребенка делать то, что он раньше делал без проблем, по своему;
  • Повышенная обидчивость, агрессивность;
  • Ребенок может стать противоречивым и непоследовательным;

Совет! Важно набраться терпения, выработать стратегию. Мама всегда рядом, она поможет, но мама не курица-наседка. Дать ребенку максимально безопасно проявить свое «Я». Гиперопека явно не сыграет хорошую роль.

Хорошо помогает давать право выбора вашему маленькому бунтарю. Предлагать на выбор его одежду, игрушки, еду. Ну и обязательно разные развивающие игры, они помогут ребенку справиться с эмоциональным напряжением.

Какие действия нельзя совершать?

Для исключения ошибок в этот трудный для воспитания период, психологи советуют обратить особое внимание на те поступки взрослых, которые являются недопустимыми:

  1. Не показывайте свою власть, силу и не давите родительским авторитетом. Всегда лучше оставаться другом.
  2. Не лишайте малыша желания быть самостоятельным. Это может привести к инфантильности во взрослой жизни.
  3. Соблюдайте здоровый баланс между запретами и вседозволенностью. Ваши решения должны быть разумными.
  4. Взрослые должны следовать единой системе воспитания. Нельзя допустить, чтобы ребенок, услышав от мамы запрет, пошел с той же просьбой к бабушке, зная, что получит разрешение.
  5. Постарайтесь сбалансировать время, посвященное малышу, и часы жизни, которые необходимы для решения взрослых проблем. Нельзя постоянно жить только ребенком. И он не должен требовать этого от родителей. Однако, посвящайте достаточно внимания именно ему.
  6. Следите за своей речью и поведением в присутствии крохи. Отличительная особенность этого возраста — подражание взрослым, впитывание речи, черт характера, поведения.
  7. Не срывайтесь на крик, а тем более, не позволяйте себе ударить ребенка, несмотря на кризис одного года.
  8. Не потакайте детским капризам. Не обещайте привлекательных походов, не покупайте спокойствие сладостями. Не берите на руки при появлении слез.

Что делать?

Во-первых, понять, что этот этап – неизбежен. Ребенок обязательно должен научиться взаимодействовать с окружающим миром самостоятельно, проверив, насколько далеко простираются границы дозволенного.

Во-вторых, поощрять самостоятельность. Пусть он с головы до пят обмажется яблочным пюре, но дайте ему орудовать ложкой самому. Именно сейчас ему важно понять, что он – не приложение к родителям, но личность с собственным образом мышления.

В-третьих, установить границы и сформировать четкий список запретов. Запрещая, придется повторять слово «нельзя» сто миллионов раз, но обязательно говорить, почему именно вы это делаете. Основные запреты должны касаться безопасности ребенка. Все, что запрещено, остается запрещенным стабильно. Все, что разрешено, должно быть разрешено всегда.

В-четвертых, обязательно используйте возможности игры. Все проявления кризиса легче переживать через игровую деятельность. Разыгрывайте с игрушками спектакли на тему безопасности, показывайте, как последовательность действий отразится на поведении плюшевых кис и мишуток. Если не знаете, как это все делается, посещайте игровые встречи для родителей, чтобы понять, как правильно играть, слушайте лекции специалистов по игре, изучайте пособия и книги о занятиях с малышом дома.

В-пятых, развивайте речь. Не в смысле – научите своего ребенка разговаривать за неделю по новомодной технологии, а просто разговаривайте с ним. Называйте предметы, чувства, эмоции, подключите весь свой скудненький актерский талант и пользуйтесь мимикой и жестами. Лучшего момента, чем кризис первого года, для обучения на собственном опыте просто нет.