Адаптация к детскому саду: рекомендации для родителей

Когда приходит время отдать ребенка в детский сад, у родителей возникает масса страхов и сомнений. Волнение в этой ситуации вполне нормально, но оно не должно помешать вам помочь малышу привыкнуть к новому распорядку жизни. Во многом то, как пройдет психологическая адаптация ребенка в детском саду, зависит от настроя родителей.

Что такое адаптация в детском саду

Адаптация – это процесс приспособления организма к новым условиям. Ребенку приходится приспосабливаться не только к смене привычного окружения, новым в детском саду будет все: незнакомые люди и помещение, непривычная еда, распорядок дня, новые требования к поведению, изменение правил и т. д. Все эти факторы поначалу делают пребывание малыша в детском саду не самым комфортным. Но родители должны четко осознавать: адаптация к детскому саду – это важный момент в социализации ребенка. Всю жизнь ребенок отдаляется от родителей, и это нормально – он становится старше, взаимодействует с большим количеством незнакомых людей, учится принимать самостоятельные решения. Ведь потом будут школа, институт, работа и т. д. И везде придется заново адаптироваться к новым условиям, людям и требованиям. Поэтому задача родителей – сделать все возможное для успешного привыкания к детскому саду.

Как проходит адаптация ребенка в детском саду?

Зачем ребенку детский сад?

Решение начать водить ребенка в детский сад принимается взрослыми в силу разных причин. Чаще всего – это необходимость работать обоим родителям, а оставить малыша на целый день не с кем. В среднем около 85 процентов родителей, водящих детей в садик, признают детский сад самым благоприятным вариантом решения проблемы. Другие считают, что дети должны ходить в садик, чтобы не было трудностей в школе, поскольку, с их точки зрения, одна из основных функций детского сада – подготовить детей к школе. Третьи полагают, что детский сад может дать опыт общения со сверстниками.

Читайте также:  Как помочь ребенку справиться со страхом

Когда отдавать ребенка в сад?

Прежде чем ответить на этот вопрос, задумайтесь над тем:

Что должно делать для ребенка дошкольное учреждение? На что бы вы обратили внимание при выборе дошкольного учреждения? Что, с вашей точки зрения, важно для дошкольного учреждения? Игры и социальные мероприятия? Обучение? Наличие и того и другого? Или, может быть, что-то еще?

Помните, что, если для вас детский сад — необходимость, то для вашего ребенка — значительная перемена в жизни.

Для ребенка, привыкшего быть в центре внимания папы и мамы, очень сложно переучиться и привыкнуть к другому укладу, когда двое взрослых приходятся на целую группу детей. Нужно помнить, что ребенок воспринимает других детей в группе как своих братьев и сестер.

Как помочь ребенку адаптироваться в детском саду?

Вхождение в детсадовскую жизнь – очень трудный и напряженный этап для всех: и родителей, и педагогов, и психологов, и, в первую очередь, для самих малышей. Большинство педагогов и психологов считают, что легче всего протекает адаптация к детскому саду у детей в возрасте трех – трех с половиной лет. В этот период происходит изменение отношения ребенка к родителям и самому себе. Он психологически отделяется от взрослых, с которыми неразрывно связан, начинает во всем себя противопоставлять им. Поступление в детский сад в некоторой степени предоставляет ребенку возможность начать более самостоятельную жизнь, приобрести новый статус.

Кроме того, в этом возрасте ребенок, как правило, уже владеет речью, некоторыми навыками самообслуживания (может есть сам, мыть ручки, самостоятельно пользоваться туалетом и пр.), имеет опыт общения с взрослыми, начинает стремиться к самостоятельности и общению со сверстниками. Для него становятся особо привлекательными игры, рисование, лепка, аппликация, конструирование. Эти особенности помогают педагогам наиболее эффективно помочь ребенку адаптироваться в детском саду.

Читайте также:  10 правил воспитания советских детей, которые актуальны и сегодня

Тем не менее при попадании в обстановку детского сада у ребенка любого возраста начинается период адаптации, который продолжается 2–3 месяца. У разных детей он может протекать по-разному. Течение периода адаптации зависит также и от того, как родители подготовили ребенка к детскому саду.

Степени адаптации ребенка к детскому саду

Известно, что одни дети привыкают к саду быстро и легко, другие – сложнее. Всего выделяют три степени адаптации ребенка в детском саду: легкую, среднюю и тяжелую.

Легкая

Более чем у половины малышей привыкание к условиям детского сада происходит легко. Они заходят в группу без истерик, находятся в хорошем настроении, охотно общаются с другими детьми, реагируют на обращение к ним воспитателя.

Поход в садик не вызывает протеста, иногда малыш даже сам просится туда, капризы и приступы плохого настроения кратковременны. В такой ситуации можно говорить о легкой адаптации. Обычно она длится до 4 недель и протекает на фоне хорошего самочувствия.

Средняя

Если у ребенка адаптация средней степени тяжести, он испытывает беспокойство, приближаясь к группе, но через несколько минут справляется с напряжением и идет играть с детьми. Нередко такие малыши склонны специально нарушать правила поведения в саду, чтобы проверить, что произойдет, и добиться индивидуального внимания.

Степени адаптации ребенка к детскому саду

При адаптации средней степени дети часто болеют респираторными заболеваниями. Причиной тому становится стресс от изменения уклада жизни и нахождение в коллективе, где риск инфицирования заметно увеличивается.

Такая адаптация длится около 1,5 месяцев. Если при учащении ОРВИ обратиться к врачу за консультацией и заняться укреплением иммунитета крохи, привыкание пройдет легче и вскоре все нормализуется. Подробнее об укреплении иммунитета ребенка с помощью витаминов →

Читайте также:  10 наиболее эффективных методик воспитания детей

Тяжелая

Тяжелая адаптация ребенка в детском саду выражается в проблемном поведении, частых, иногда осложненных, простудах, нервных срывах. Малыш не хочет идти на контакт с воспитателем и другими детьми, практически не проявляет интереса к предлагаемым игрушкам, ведет себя тревожно и пугливо. При расставании с мамой возможны продолжительные истерики.

Если этот период длится месяцами, а улучшений нет, родителям нужно обратиться за консультацией к детскому психологу и невропатологу. Затянувшаяся тяжелая адаптация может указывать на психологическую неготовность ребенка к посещению сада.

Первые дни в детском саду

Некоторые родители-экстремалы оставляют ребенка в саду сразу на весь день. Но психологи таких экспериментов не одобряют. Они рекомендуют входить в группу постепенно. В первые дни приведите малыша на время общей прогулки. Если он с удовольствием наблюдает за другими, не плачет и не сбегает, в следующие два-три дня поводите его на игровые занятия в закрытом помещении. При благополучном исходе предыдущих этапов можно оставлять ребенка до обеда. И лишь после того, как малыш будет чувствовать себя уверенно, оставьте его на дневной сон, а потом и до конца рабочего дня.