5 причин, почему дети не хотят читать и слушать книжки

Я думаю, что все родители мечтают о том, чтобы дети выполняли наши просьбы, о том, чтобы они прислушивались к нашему мнению и знали, что если мы о чем-то говорим, то это действительно полезная и нужная информация.

Особенности детской психики

Детство — это пора, когда ребёнок начинает познавать мир. Основные черты будущего характера закладываются до 3–6 лет. В детском возрасте ребёнок не понимает многих вещей, но он всецело доверяет родителям, они являются для него главным авторитетом. Детей легко обмануть, ведь они ещё не научились отличать правду от вымысла. Маленький человек мыслит нелогично, он находится в плену своих фантазий и ошибочного представления об окружающем его мире.

Внешне маленькие дети беспомощны и ранимы, хотя на самом деле у них здоровая психика и они знают, как добиться своего от взрослых. Главное для ребёнка — это обеспечить за счёт родителей свои потребности и интересы. С первых дней жизни малыш использует свои эмоции, чтобы получить от взрослых желаемое. Эти маленькие манипуляторы осознанyо управляют родителями в собственных интересах. Нельзя негативные реакции ребёнка воспринимать как признак недовольства или повод для беспокойства. Скорее всего, это придуманный им метод достижения цели, игра с чувствами взрослых людей или проявление мести.

С возрастом дети начинают взаимодействовать друг с другом — играть, общаться, дружить. В школьные годы между ними часто возникают конфликты. В этот период у детей формируется характер, происходит становление личности.

В процессе взросления ребёнок вбирает в себя весь культурный и исторический опыт предыдущих поколений, общественные ценности становятся его личными. Благодаря полученным знаниям развиваются индивидуальные способности детей. В период взросления ребёнок осваивает те понятия, которые приняты в среде его существования. Он приобщается к дружбе, уважению, любви, патриотизму. Благодаря социализации мальчики осваивают роль мужчины, а девочки учатся быть женщинами и матерями.

Детская психология для большинства родителей — это дремучий лес, в нём легко заблудиться и пойти неправильным путём. А чтобы избежать ошибок, которые могут негативным образом сказаться на психике маленького человека, взрослым рекомендуется почитать книги по детской психологии или обратиться к психологу, например Батурину Никите Валерьевичу. 

Чтение с ребенком — есть ли необходимость?

А, может, и не нужно это совместное чтение? Пусть каждый читает то, что ему по душе. Как в детском стихотворении: «Как хорошо уметь читать. Не надо к маме приставать… А можно взять и почитать!»

И когда ребенок научился читать, многие родители радуются, что теперь читать вместе с ребенком уже нет необходимости. И на все просьбы ребенка почитать вместе, отвечают отказом. Мол, ты уже взрослый и умеешь читать сам. И несет малыш эту книгу в комнату, пытается читать самостоятельно.

Ребенок хочет прочитать, начинает, но быстро устает от чтения. Ему могут быть непонятны некоторые слова и предложения. И в следующий раз он может просто не взять книгу в руки. А потом родители начинают переживать из-за того, что ребенок не хочет читать, и заставляют его читать. Что получается в итоге? Конечно, полное неприятие чтения.

А ведь эту ситуацию можно предотвратить в самом начале и привить ребенку интерес к книге. Нужно только потратить 20-30 минут в день на чтение вместе с ребенком. И не так важно, кто это будет – мама, папа, бабушка или сестра. Главное, чтобы кто-нибудь из взрослых с удовольствием читал вместе с ребенком.

Положительное отношение к чтению формируется на основе примера родителей. Невозможно объяснить значимость чтения ребенку, не видевшему взрослых с книгой.

к оглавлению ↑

Ребёнок, которого во всём обвиняют

Это правда: у многих матерей иногда вырывается фраза: «Ты меня просто выводишь из себя!» Или они говорят, что «не могут справиться со своим ребёнком».

Но не спешите обвинять их в том, что они не любят своих детей. Возможно, у них просто был плохой день. Или они устали от бесконечной домашней работы, а помочь – некому. Или у них не складываются отношения с мужем, и накрывает отчаянье.

Но совсем другое дело, когда родители постоянно ведут себя только так. Они предъявляют малышу требования, которые он просто не в состоянии выполнить. По разным причинам: либо на него возлагают уж слишком нереальные надежды, либо просто плохо объясняют детишкам, чего от них хотят, либо требуют от них навыков и логики, как у взрослого человека.

Например, хотят, чтобы ребёнок всегда сидел тихо и никому не мешал, не требовал внимания, или убирал за собой игрушки и накрывал на стол со скоростью и виртуозностью взрослого.

Если смотреть на ребёнка под таким углом зрения, как подобные родители, то естественно, что их ожидает разочарование. Причём – постоянное и доводящее до бешенства. Самое печальное состоит в том, что они тем самым калечат своего ребёнка: он чувствует себя «всегда плохим» и тоже разочарованным.

Нелюбимый ребёнок очень быстро начинает понимать жестокую истину: что бы и как он ни сделал – всё равно им будут недовольны. Какими бы ни были его успехи и таланты – родителям всегда всего будет недостаточно, чтобы принять и полюбить.

Поскольку маленькие дети ещё не способны объективно оценить сложившуюся ситуацию, их постоянно будет преследовать комплекс вины. Они будут думать о себе всегда только в негативном свете, чувствовать незащищённость и опасность.

Ведь они теперь точно знают: что бы ни сделали – результат будет всегда одинаковым. Их в который раз назовут несносными, тупыми и невоспитанными.

Какие ошибки допускают родители в воспитании детей и как исправить ошибки воспитания ребёнка?

Ошибки в воспитании детей допускают многие родители. Главное, чтобы мама с папой знали, как их можно исправить. Рассмотрим основные ошибки.

  1. Обвинения и угрозы. Это типичные ошибки родителей в воспитании детей. Воспитывать ребёнка путем запугивания и шантажа – неправильный метод, пришедший к нам из далекого прошлого. Это одна из главных ошибок, совершаемых родителями в воспитании детей. Фраза «Как тебе не стыдно!» угнетает малыша, заставляет задуматься о собственной никчемности, понижает самооценку и уничтожает инициативность. Дети часто совершают проступки, но они не стоят того, чтобы устраивать скандал. Вместе с чувством стыда некоторые родители используют чувство вины. Они думают, что обвинив в чём-то малыша, они дадут ему стимул к правильным действиям. Но это не так. Из-за постоянных обвинений ребёнок перестаёт интересоваться жизнью, становится вялым и неуверенным в себе. Запугивания и угрозы – тоже не выход из положения. Они создают у малыша постоянное чувство страха. Это состояние парализует его, морально угнетает. Возникает психологический дискомфорт.
  2. Противоречивость мнений. Это ошибки воспитания в семье. Ребёнок с детства должен знать, что можно, а что нельзя. И эти границы не стоит постоянно менять. Из-за смены требований и запретов малыш потеряется и не будет чётко знать, как себя вести. Найдите золотую середину. За достижения и свершения хвалите и стимулируйте, за проступки делайте выговор, но не перегибайте палку. Лучше скажите малышу, что вы его в любом случае любите. Не стоит устраивать террор и насилие. Это заставит ребёнка замкнуться в себе и перестать доверять вам.
  3. Также воспитание должно быть согласованным между двумя родителями. Нельзя, чтобы мама запрещала то, что разрешает папа. Иначе ребёнок просто запутается.
  4. Перенос проблем на ребёнка. Это типичные ошибки, совершаемые родителями. У каждого человека случаются неприятности, но они не должны касаться воспитания детей. Ваше отношение к малышу не должно зависеть от настроения. Из-за этого ребёнок может подумать: «Неважно, что я делаю, всё равно мама не замечает этого». Из-за перебоя эмоций вы можете пропустить успехи ребёнка или его проблему. Помните, что ребёнок 3 лет всегда копирует ваше поведение, поэтому, если не хотите вырастить психологически нестабильного человека, следите за своим поведением.
  5. Запреты без объяснений. У родителей дошкольников часто возникает такая ошибка. У ребёнка должен быть круг запретов, но все они должны быть объяснены. Нельзя просто запретить сыну или дочери что-то, нужно сказать, почему не стоит этого делать. Ребёнок должен понять причину.
  6. Чрезмерная опека. Конечно, родители любят своих детей и заботятся о них. Но иногда забота бывает излишней. Особенно когда дети подрастают. В воспитании подростков типичной ошибкой родителей является чрезмерная опека. Нужно приучать ребёнка к самостоятельности. Он же не будет всю жизнь жить с вами, поэтому в каждом определенном возрасте позволяйте ему что-то решать и делать самому. Даже если он примет неверное решение, позвольте ему учиться на своих ошибках. Ребёнок должен набирать собственный опыт, чтобы успешно жить в будущем. Кроме этого, излишняя забота помешает ему найти друзей и отстаивать свою точку зрения. Поощряйте любые инициативы, исходящие от ребёнка. Помогите ему поверить в себя. Для любого человека важно личное пространство – и ваш малыш не исключение. У него могут быть свои секреты, и это нормально.
  7. Недостаток ласки. Любой человек нуждается в любви, а дети особенно. Дела делами, но всегда нужно найти время, что сказать малышу, как сильно вы его любите, обнять и поцеловать. Это придаст ему уверенности в себе и силы. В свою очередь, не нужно требовать от ребёнка того же. Поцелуи и объятия должны идти от сердца, а не по навязыванию.
Читайте также:  Ребенок врет: насколько все плохо? \ Что нужно знать родителям?

Причина №5: Родители стали читать много книг по воспитанию, часто не критично воспринимают советы и пробуют на ребенке разнонаправленные педагогические подходы.

Как хорошо, что родители хотят понимать своих детей, хотят сделать как лучше и не совершать ошибок своих родителей, поэтому читают много книг по воспитанию. Но очень часто не могут критически отнестись к прочитанным рекомендациям и пробуют на ребенке то одно, то другое. И ребенок невротизируется, потому что не понимает, чего ждать от родителей.

Плюс ко всему мамы, желающие быть идеальными, сами боятся очерчивать границы, боятся проявлять строгость и твердость, постоянно сомневаются в принятых решениях, чувствуют себя во всем виноватыми, а ребенок, конечно, считывает мамино эмоциональное напряжение.

Давайте попробуем разобраться. Вся педагогика развивается между двумя полюсами, и в книгах авторы склоняются то к одному, то к другому, где-то добавляя чего-то больше, где-то — чего-то меньше.

Так вот один полюс занимает идея свободного воспитания Жан-Жака Руссо, который утверждал, что ребенок, придя в мир, уже состоялся как личность, и главная задача родителей — это ему не мешать.

На втором полюсе находится Адольф Дистервег, считающий, что ребенок — это чистая доска, что напишем, то и получится.

Но ведь это крайности, и часто родители встречают в книгах по воспитанию искаженные интерпретации слов великих педагогов, вырванные из контекста и лишенные первоначального смысла.

Причина №5: Родители стали читать много книг по воспитанию, часто не критично воспринимают советы и пробуют на ребенке разнонаправленные педагогические подходы.

Так, например, последователи Руссо, могут считать, что ребенок все знает и не надо его ничему учить. Пусть ест руками, раз он так хочет, раз ему так привычно. Или же родители говорят: «Я же не могу насиловать ребенка», объясняя свою неспособность научить его пользоваться горшком.

Читайте также:  Как лечить насморк у ребенка

Или же последователи идеи Дистервега могут полагать, что ребенка можно всему учить, а он должен и обязан всему учиться. Не учитывая индивидуальные особенности развития и интересы самого ребенка. Папа хочет, чтобы сын был спортсменом, значит будет тренироваться до посинения и не важно, что это не соответствует природным способностям мальчика.

Что родители могут сделать, чтобы ребенку было легче читать и слушать книги?

  1. Научить ребенка владеть собой.
  2. Пригласить ребенка в мир поэзии, читая ему стихи и приговаривая потешки.
  3. Соблюдать подходящий ребенку режим дня.
  4. Выделять время на обучение навыкам самообслуживания.
  5. Не бояться обращаться с конкретными вопросами по воспитанию ребенка к специалистам — психологам, педагогам.

Если вы чувствуете, что вам нужна поддержка, то приглашаю вас стать участником моего онлайн-курса «Как пробудить в ребенке желание читать книги».

Не манипулируйте чувствами

Когда мама, пытаясь заставить ребенка поступать тем или иным образом, хочет вызвать у него жалость, или, как принято у нас говорить, пробудить совесть, рассказывая ему о том, что “…папа на двух работах, я кручусь, как белка в колесе, еще маленький братик, неужели ты не видишь, как нам тяжело? Ты не можешь сделать элементарно свою работу – выполнить домашнее задание?”

К сожалению, очень часто к этому всему еще примешивается чувство вины, которое родители пытаются, может быть, даже не осознанно, вызвать у ребенка, говоря, что “…мы ради тебя это делаем, папа все работает для того, чтобы ты в хороший институт поступил!”

Что происходит? С чувством вины маленький человек справиться не может. Он еще не понимает этой всей важности, что папа ходит на работу для того, чтобы у него там что-то в будущем было. Он живет здесь и сейчас, он не способен вынести и как-то пожалеть или как-то, может быть, принять всю боль, которую испытывают родитель, всю тяжесть его быта или каких-то вопросов.

Не манипулируйте чувствами

И ребенок неосознанно начинает отдаляться. Его психика начинает защищаться от того, что может ее разрушить. А как защищается психика? Игнором, нежеланием общаться, отсутствием любого контакта. Когда мы спрашиваем: “Как дела?” – “Нормально!”

Поэтому если вы хотите добиться каких-то вещей от ваших детей, говорите им честно и без лишних эмоций о том, что “Мне сейчас нужна твоя помощь.” “Мне было бы очень приятно, если бы ты помог мне.” “Я без тебя сейчас не справлюсь!” “Если ты сможешь, я буду тебе очень благодарна!”

Такие вещи намного более действенны, чем если мы пытаемся давить на жалость и вызывать какое-то чувство вины от наших детей.